http://www.rbc.ru/ http://www.rbc.ru/
На главнуюОтправьте e-mailКарта сайта
http://www.rbc.ru/

Владимир Хотиненко: «Для меня вино - мистический продукт»

Владимир Хотиненко: «Для меня вино - мистический продукт»

18 июня 2010| Комментариев: 8

Известный российский режиссер рассказал о своем понимании уродства и красоты, о чувстве Бога и странном русском народе, о «своих» винах, магии граппы, уместности водки и о том, нужна ли в России культура питья за обедом.

Наша встреча с Владимиром Хотиненко состоялась в южноитальянском городе Бари, столице региона Апулия - аккурат на каблуке «сапога». «Поп» - последний фильм Хотиненко, вышедший под Пасху на экраны в России, закрывал в этом году четвертый выпуск Фестиваля русского искусства в городе Николая Чудотворца.

Мы же приготовили для Владимира и его супруги Татьяны другую презентацию - барийских красот и апулийских вин. Гости престижного городского отеля Palace, Хотиненко и не подозревали, что на верхнем этаже отеля существует ресторан с уникальной террасой, дарящей панораму древнего города. Именно этот вид мы выбрали в качестве обрамления для «солистов» апулийской энологии - вин Gravina и Poggio al Bosco марки Botromagno, а также облегченного «примитиво» U Primativ дома Fatalone. Вот в этой компании и состоялась наша неторопливая беседа об Италии, напитках и менталитетах.

В самом начале разговора выяснилось, что из вин чета Хотиненко предпочитает как раз белые - и действительно, приглядевшись к ним, к образу свежести, легкости и элегантности, которое создает эта пара, ловишь себя на ассоциации именно с чем-то прохладным, игристым, тонизирующим.

DT: Откуда родом ваша любовь к белым винам?

Владимир Хотиненко: «Для меня вино - мистический продукт»Для нас с Татьяной любовь к винам - это одна из составляющих любви к Италии. В России я лично предпочитаю пить водку. И вообще, для каждого напитка нужна своя обстановка: свой климат, свой пейзаж, своя компания. Но красные вина, особенно так называемые «сложные», «с букетом», у меня "вызывают аллергию" - воспринимаются тяжело. Белые же дарят ощущение свежести.

DT: Как вы познакомились с Италией?

На фестивале в Сорренто, после перестройки. Я тогда снял «Зеркало для героя». Встречали нас, помню, очень пышно: иностранцы тогда очень нами интересовались. И вот как раз благодаря этому нашим организаторам - двум очень бойким женщинам - удалось как-то хитро поменять шикарный отель на более дешевый, но при этом включить в программу два дня в Риме. От тогдашних прогулок по итальянской столице у меня остались довольно смазанные воспоминания, но очень запомнилось совершенно волшебное место под Римом, городок Кальката. Это такая гора, а на ней - рай художников, весь город - сплошные мастерские. Атмосфера сказочная. В первый раз тогда я почувствовал, что мне не хочется уезжать из-за границы. Обычно три дня - и тянет домой. А тут - просто хотелось в этой Калькате поселиться, и жить, жить...

DT: То есть Италия вас привлекает именно с эстетической точки зрения?

По-настоящему я полюбил Италию, а точнее именно Рим, когда снимал документальную картину о первых христианах. Я тогда ушел на две тысячи лет тому назад, погрузившись в атмосферу Древнего Рима. И он меня буквально заворожил. Я, может, не хочу себе точно объяснять, чем заворожил, но я могу, например, очень долго стоять возле какой-нибудь гравюры древнего города или на Форуме и представлять себе, как это было тогда. Оттуда идет поток вечности, как будто... аромат времени. Я дурею от этих запахов, на меня это производит магическое действие. Красота - это, конечно, тоже. Я все-таки по образованию архитектор, чувство прекрасного у меня есть. Тут воздух особенный, мягкий - это даже в живописи видно. Вообще, я иногда думаю, что Италия - это некое экспериментальное пространство: как человек сможет жить в условиях концентрированной красоты.

DT: Владимир, на показе фильма «Поп» вы тоже упомянули о красоте, говоря о некоторых упреках в «красивости» в отношении вашей картины. Вы сказали, что красота не вредит - особенно в наши времена, когда уродство возводится в эталон. Какое именно уродство вы имели в виду?

Да какое угодно. Уродство как цель, безобразие, которое хотят вознести на пьедестал. Элемент патологии, который становится стилем жизни. Возьмем хоть роли в кино: предложат актеру положительного и отрицательного персонажей, он что выберет? Конечно, отрицательного. Зло всегда привлекательнее. И это, конечно, не сегодня появилось, это всегда так было. Из темного источника всегда черпать легче, а к светлому надо нагибаться: зачерпнешь чуть-чуть, а сколько донесешь, вообще нельзя знать. Моя фраза не относилась именно к России. Мне кажется, в России, наоборот, чувство Бога странным образом не было истреблено и до сих пор существует.

DT: Фильм «Поп» - не первая для вас работа, связанная с темой религии, но, помимо прочего, у вас был и очень необычный опыт «сотрудничества» с Ватиканом - во время съемок документального фильма о первых христианах. Как вы воспринимаете разницу между католичеством и православием?

Разница как раз в пресловутом менталитете. В деталях, которые накапливаются по капельке и доходят до сердца. Моему сердцу, например, понятно, что в православных храмах нужно стоять во время литургии. Да, порой думаешь о ногах. Но когда это уходит и наступает «второе дыхание», то действительно что-то тебе открывается. Для меня этот момент преодоления очень важен. Важно пение в церкви. Причем не стройное пение хоров, а простые бабушкины распевы. Пение, как известно, поразило когда-то и князя Владимира Крестителя - «как ангелы поют на небесах». Конечно, принятие Россией крещения было шагом политическим, но он уловил, что именно может объединить этот странный народ.

DT: Странный?

Да, я неслучайно употребил это слово. Сейчас я снимаю фильм «Достоевский», и постоянно прокручиваю его мысли, фразы... Вот Достоевский, веря в безусловную миссию русского народа, говорил, что часто он выглядит чудовищем. И действительно, у нас же диапазон широчайший. Потому и странный.

DT: Как вы думаете, разница в менталитете распространяется и на выбор алкоголя?

Еще как! И то, и другое во многом определяется климатом. Ну, не придет тебе в голову зимой в России войти в дом с мороза, открыть холодильник, достать бутылочку просекко и выпить. В такой ситуации возможна только водка - да и она бывает разная, под разные нужды и разное настроение.

Владимир Хотиненко: «Для меня вино - мистический продукт»DT: Какие еще напитки вам близки?

Не так давно познакомился с граппой. Раньше думал: ну, самогонка и самогонка. А, помню, как-то на Рождество мы оказались в Венеции. Поужинали хорошо. Выходим из ресторана - туман, промозглый такой, плотный. И меня внезапно зазнобило. Заходим в первый попавшийся бар, прошу граппы. Странная такая была бутылка - как будто для шампанского, черная. Я забыл спросить название, но граппа была фантастическая - мы еще долго потом гуляли по туманной Венеции. Хорошо пилась граппа и в Сиене: тоже нагулявшись и продрогнув - дождливо было. Выпили граппы на маленьком очень уютном вокзальчике. Очень осеннее создавалось настроение.

Я не могу назвать себя тонким специалистом в алкоголе, да и не стремлюсь к этому. Главное, чтобы напиток был качественным, а все остальное - это обстановка. Вот, знаете, когда в Риме жара, зайдешь в ресторанчик, и принесут тебе простой-простой графинчик домашнего вина, запотевший-запотевший - и все, один этот вид уже дорогого стоит. И вино, может, не очень округлое, и даже резкое, но иногда и это замечательно.

DT: Как вы выбираете вина?

Их выбирает Татьяна, у нее потрясающая интуиция. Делает она это по цвету - и ни разу не ошиблась. «Наше» вино должно быть не очень желтое, бледновато-холодное, соломенного оттенка. Помню, во Франции поехали мы на какие-то острова есть устриц. А я, представьте, еще устриц очень люблю - не знаю, с какой стати, все-таки в маленьком алтайском городе родился, какие там устрицы... Но вот запали. И ездили мы по этим островам, а там на каждом - соломенный навес, а под навесом дают устриц, черный хлебушек, маслице, и вино - простое, деревенское, резковатое. Но как же хорошо оно пилось под этими навесами! Во Францию мы наведываемся также на ярмарки Божоле Нуво - молодое красное вино нам весьма по вкусу.

DT: Слышала, что знакомство с вашим нынешним зятем вы запивали виски...

Да, с моим зятем с Бали. Дело было в Лондоне - вот опять роль обстановки. Мы, помню, долго искали, где бы нам подали виски без еды: есть нам не хотелось, а познакомиться было нужно. А вообще, я пью иногда виски вечером дома, от усталости.

DT: Какое впечатление у вас сложилось об апулийских винах?

Знаете, в них чувствуется эта земля. Белый камень, который здесь всюду. Для меня вино - вообще мистический продукт. Думаю, в нем заложен некий генетический код, историческая память. Вино - это сок земли, от которой ты берешь энергию - в разумных пределах, конечно (улыбается в усы). И в местных винах я эту энергию чувствую. Вообще, вино для меня - это именно итальянский продукт. Не французский, не чилийский и не южно-африканский - да, это может быть интересно, но лишь на время.

DT: Как вы думаете, нужна ли России культура питья вина за обедом, как это делают во многих европейских странах?

Думаю, что нет. Сейчас, конечно, в России есть большой выбор, и каждый может иметь свои пристрастия и привычки. Но, на мой взгляд, каждый напиток уместен в своем контексте. Представьте себе, допустим рабочего, всю жизнь работающего на заводе. Он привязан к этому месту, к связанным с ним запахам, к выработавшимся годами привычкам. И он счастлив! Если же он начнет мечтать о «Феррари», то все, счастье разрушится вмиг. Так происходит с едой и напитками: через них можно соприкоснуться с другими мирами или найти умиротворение в своем. И в этом тоже - красота, правда?

Беседовала Евгения Селищева
Специально для DrinkTime

 

Автор благодарит отель Domina Palace и винные хозяйства Botromagno и Fatalone за помощь в организации дегустации.

Комментарии (8)

Елена | 18/06/2010

То есть это теперь модно категорически - любой человек, а особенно публичный, должен в вине разбираться?

Елена | 18/06/2010

А город на заглавной фотографии за спиной Хотиненко классный. И море видно.

Иван | 07/07/2010

К вину нужно относиться, как к продукту питания. Что касается вина, как источника вдохновения - это путь в никуда. Вино прекрасный источник натуральных кислот, что немаловажно для правильного пищеварения. Также микроэлементов и пр. А в голову его пускать не стоит, последнее скорее должно стать неизбежной издержкой. Отсутствие вина при употреблении мясопродуктов, просто не допустимо. Естествено, гражданам нужны натуральные вина, без консервантов и разных присадок и наполнителей.

Ольга | 07/07/2010

Ну, неужто уж и наслаждаться нельзя? Необязательно же искать в нем вдохновение, можно просто удовольствие...

Ольга | 07/07/2010

Как это - в голову не пускать? Необязательно же искать в нем вдохновение, можно просто - удовольствие.

Дарья | 12/07/2010

Совершенно согласна с Владимиром Хотиненко - еда хороша там, где ее исконно готовят, в Италии в голову не придет варить перловку с грибами или щи кушать летом, например, а у нас тут картошку жарить на оливковом масле или артишоки на костерке запекать! А ведь это все - вкусно очень! И еда - она как язык, в каждом слове - свой звук и свой смысл, так и в кушаньях. Кстати, кухня северной Италии, в местностях, ближе к Альпам, во многом похожа на русскую кухню - достаточно жирная, много крепких напитков и настойки есть (с альпийских трав). Вот. Всем всего приятного!:)

Михаил | 19/07/2010

Объясните, пожалуйста, мне, неразумному, как могут быть полезны и каким образом могут приносить удовольствие алкогольные напитки, в составе которых непременно должно присутствовать ядовитое вещество с химической формулой С2Н5ОН, вызывающее наркотическую зависимость?

Степан | 20/07/2010

2 Михаил,
ну зачем же расписываться в своей полной неразумности? Если бы вы действительно хотели найти ответ на этот вопрос, порылись бы в литературе. Исследования о ПОЛЬЗЕ алкоголя вообще и вина в частности ведутся десятки лет в институтах и лабораториях десятков очень развитых стран.
Впрочем, можно конечно не утруждать себя и не бороться с собственной неразумностью, а слепо верить подоночку и лгунишке жданову

Комментировать

Имя:*
E-mail:
Контрольный текст:*
Комментарий:*
http://www.rbc.ru/

Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью