http://www.rbc.ru/ http://www.rbc.ru/
На главнуюОтправьте e-mailКарта сайта
http://www.rbc.ru/

Фелисити Картер:  Российское виноделие находится в самом начале пути

Фелисити Картер: Российское виноделие находится в самом начале пути

09 августа 2012| Комментарии отсутствуют

Недавно известный винный критик и главный редактор журнала «Meininger's Wine Magazine» Фелисити Картер посетила несколько ведущих российских винодельческих предприятий - Фанагорию, Абрау Дюрсо, Виллу Викторию и Мысхако. Своими размышлениями о поездке, винах, терруарах и винной моде она поделилась с читателями DrinkTime.

DrinkTime: В середине июля Вы посетили несколько винзаводов Юга России. Каковы Ваши общие впечатления о поездке?

Фелисити Картер: Российское виноделие находится в самом начале путиФелисити Картер: Я давно хотела побывать в России, поэтому то, что я наконец приехала туда, для меня большая удача. Самое первое мое впечатление - насколько черноморское побережье похоже на Австралию (г-жа Картер - австралийка. - В.П.) - такое же лазурное небо, жаркое лето, многие дома покрыты гофрированным железом - все, как у нас, в Австралии. И еще - мне бросилась в глаза неторопливость, даже расслабленность всего вокруг - этого так не хватает жителям крупных городов.

Во всем остальном, конечно же, для меня все было внове, особенно ваши поля и холмистые степи.

Кроме собственно винзаводов, меня во время этой поездки особенно впечатлили посещение археологических раскопок на древнегреческом городище Фанагория, где прямо под ногами на большом протяжении находишь фрагменты античной керамики и где мне посчастливилось увидеть только что найденный клад из 1680 бронзовых и серебряных монет, и мемориального комплекса «Малая земля» в Новороссийске.

DT: Было ли Вам что-либо известно о российском виноделии до этой поездки?

Ф.К.: И да, и нет. Я ведь редактор журнала, который освещает виноделие разных стран мира, и мы в прошлом публиковали много материалов о российском рынке вина. Мы также писали о запрете импорта грузинских и молдавских вин, поэтому у меня было определенное представление о том, каковы правила игры на здешнем рынке. Прошлой весной во время проведения выставки ProWein в Дюссельдорфе я со своим коллегой Робертом Джозефом провели дегустацию вин производства стран БРИК (Бразилии, России, Индии и Китая), и я должна отметить, что это мероприятие привлекло большое внимание у профессиональной публики. Так что я могу утверждать, что у меня есть опыт дегустации российских вин.

Но - лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, не так ли?

DT: Были ли у Вас какие-либо сомнения или предубеждения по отношению к российским винам? Помогло ли посещение российских виноделен освободиться от них?

Фелисити Картер: Российское виноделие находится в самом начале путиФ.К.: Раньше я считала, что российское виноделие - это, что называется, «незавершенное производство», процесс поиска... Известно, что сейчас в России вкладываются средства в развитие виноградников и покупку нового оборудования, но также и то, что многие российские винзаводы еще далеко не полностью смогли раскрыть свой потенциал.

На четырех посещенных мною предприятиях винодельческие процессы организованы очень профессионально, что позволяет им выпускать хорошие вина, но, думаю, этого недостаточно для того, чтобы сложилось полное и верное впечатление о российском виноделии.

DT: Как, по-Вашему, влияют местные терруары на поведение международных сортов? Есть ли у российских вин из этих сортов свои особенности?

Ф.К.: Могу отметить определенный травянистый тон во многих винах (в положительном смысле этого слова), который соответствовал ароматам тех степей, где я побывала. Степи эти благоухали разнотравьем.

DT: Какие вина из автохтонных или международных сортов Вы могли бы выделить особо?

Ф.К.: Мне очень понравилось вино «саперави», хотя, наверное, этот сорт не совсем российский. А еще я хочу отметить здешнее «алиготе», которое, конечно же, совсем не российское.

DT: Как Вы считаете, что определяет моду на стиль вина? Успешные годы, отзывы критиков, популярность региона..?

Фелисити Картер: Российское виноделие находится в самом начале путиФ.К.: Вопрос очень обширный, на него существует множество ответов. Во-первых, солидный маркетинговый бюджет все еще способен творить чудеса.
Во-вторых (хотя многие виноторговцы отказываются в это верить), винные критики, пишущие в такие журналы как The Wine Spectator или The Wine Advocate все еще достаточно могущественны, чтобы определять объемы продаж и обозначать тренды. С другой стороны, сейчас СМИ уже не столь влиятельны, как раньше, отчасти по той причине, что газеты и журналы заняты борьбой за выживание и не могут себе позволить выделять значительные площади под статьи о вине. Вследствие этого намного выросло влияние сомелье на винную публику.

Но сейчас работают и другие факторы. К примеру, реальной движущей силой для развития виноделия может быть туризм - многие винодельческие регионы, равно как и производители с успехом используют то, что в их регионы приезжает много туристов; и если им нравятся здешняя кухня и вина, то они будут искать их и впредь, после того как уедут к себе домой.

Во многих сегментах реальной движущей силой для вина является кухня. Сейчас люди все больше интересуются национальными блюдами, и им интересно, к каким винам эти блюда подходят. Именно по этой причине возник интерес к менее крепким винам, биодинамическим и другим типам вин.

Главным же является тот факт, что сейчас сами потребители стали определять винные тренды. Это особенно видно на примере США. Когда такие «винные энтузиасты» находят вино, которое им по-настоящему нравится, они трубят об этом повсюду через социальные сети. В результате продажи вин могут быть успешными даже без вкладывания больших денег в маркетинг.

DT: Какие вина сегодня пользуются большей популярностью: выдержанные в дубе, или вина без выдержки, способные по этой причине более явственно проявить свои сортовые черты?

Фелисити Картер: Российское виноделие находится в самом начале путиФ.К.: Нужно отметить, что вина с мощным дубовым букетом вышли из моды; те красные вина, доминирующим тоном которых была ваниль, уже далеко не так популярны, как прежде. Сейчас потребителю нравятся более легкие и свежие вина.

Но - вина, умеренно и корректно выдержанные в дубе, так и останутся в моде, ведь великие красные вина, как и многие лучшие белые, это - вина, выдержанные в дубе.

DT: Согласны ли Вы с мнением, что «лоза должна страдать, чтобы получилось великое вино»? Если да, каким должен быть источник этих страданий: неблагоприятный климат, скудные почвы? Правда ли, что лучшие вина рождаются «на голых камнях»?

Ф.К.: Мне кажется, что виноградная лоза - как люди: чем большим испытаниям они подвергаются, тем больше они способны проявить свою сущность.

DT: Какие новинки российского виноделия имеют шанс понравиться критикам и членам жюри международных дегустаций?

Фелисити Картер: Российское виноделие находится в самом начале путиФ.К.: Как и мои коллеги, которые ранее побывали на юге России, я могу отметить здешнее алиготе, как и белые вина в целом. По-моему, ледяное вино тоже имеет здесь хорошие перспективы.

Не нужно забывать: Российское виноделие находится в самом начале пути. Чтобы винный регион сформировался как таковой, должно пройти много времени, но у российских виноделов, учитывая морской климат региона, суровые зимы и повсеместно степные травы, впереди много направлений для показа своих собственных стилей.

DT: Что еще в российском виноделии, по Вашему мнению, может заинтересовать зарубежного обозревателя?

Ф.К.: Богатая история этого винодельческого региона, начавшаяся в античный период, продолжившаяся в XIX веке в «Абрау-Дюрсо», равно как и советская история виноделия - как захватывающий роман, уникальный в своем роде!

Беседовал Владимир Пукиш

Комментировать

Имя:*
E-mail:
Контрольный текст:*
Комментарий:*
http://www.rbc.ru/

Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью