http://www.rbc.ru/ http://www.rbc.ru/
На главнуюОтправьте e-mailКарта сайта
http://www.rbc.ru/

Александр Ф. Скляр: "Я не могу творить в состоянии опьянения"

Александр Ф. Скляр: "Я не могу творить в состоянии опьянения"

20 августа 2008| Комментариев: 3
Мы встретились после репетиции в бутике "Коллекция вин", что на Кутузовском проспекте. В назначенное место он пришел ровно в семь, не опоздав ни на секунду. Аккуратный, сосредоточенный. С первых слов стало понятно, что он точен не только в поступках, но и в словах. Что проходных интервью не дает. Что общение с ним подобно чтению увлекательной книги с лихо закрученным сюжетом. Никогда не знаешь, что будет в следующей главе. Но главное - совершенно невозможно оторваться. Представляем вашему вниманию беседу с одним из самых неординарных музыкантов отечественной рок-сцены.

- В далеком 1986 году Вы сформулировали лозунг "Рок-н-ролл должен путешествовать". Он все еще сохраняет свою актуальность?

- По правде говоря, я позаимствовал этот лозунг у кого-то из западных рок-музыкантов, но с удовольствием перенес его на русскую почву, потому что он мне очень нравится. Более того, для меня он до сих пор актуален. Музыка, которую я играю, не только рок, но и камерные проекты, не должна исполняться, если ты сидишь на одном месте. Москва - самодостаточный город, но если ты из него долго не выезжаешь, то через некоторое время утрачиваешь реальное представление о своей стране. А это неправильно. Публика везде очень разная. Где-то тебя встречают прохладно-настороженно, где-то тепло и радостно, заранее предвкушая удовольствие от взаимного общения, а где-то и вовсе безразлично. Все зависит от того, как ты сумеешь себя поставить, хватит ли у тебя сил и таланта завоевать аудиторию, которая не очень-то настроена тебя слушать.

Александр Ф. Скляр: "Я не могу творить в состоянии опьянения"- Альбом "На кухне", если не ошибаюсь, был первым настоящим unplugged в нашей стране. Последние годы Вы все чаще работаете в камерно-акустической манере. Вам комфортнее существовать в акустике или в электричестве, на стадионе или в маленьком зале?

- Разумеется, в маленьком зале. Только там я могу достучаться до каждого зрителя. В камерной обстановке я имею возможность петь те песни, которые никогда не исполню на большой аудитории. Честно говоря, мне немного жаль артистов крупного плана или, как говорит Юра Шевчук, широкого мазка, которые работают только на крупных площадках. Чем больше людей в зале, тем меньше у артиста возможностей играть на нюансах, на полутонах. Можно работать только на перепаде очень больших эмоций.
Я думаю, камерные концерты совершенно необходимы артисту для его профессионального становления и дальнейшего роста. Они позволяют посмотреть на себя совершенно другими глазами. Знаете, группа Rolling Stones, которая до сих пор собирает огромные стадионы, время от времени выступает на очень маленьких площадках. Всякий раз перед большим туром они обкатывают программу в каком-нибудь крохотном клубе перед аудиторией в несколько десятков человек. Концертами такого плана не гнушаются ни Роберт Плант, ни Игги Поп, ни Том Уэйтс.
Правда, у западных артистов немного иная ситуация. Успешный музыкант через некоторое время может позволить себе почти не выступать, а жить на доходы от продаж пластинок. У нас любой музыкант должен давать концерты. В противном случае он просто не выживет. Я, например, не имею параллельного бизнеса и зарабатываю только музыкой. Не скажу, что это очень просто, но это мой сознательный выбор и он меня совершенно устраивает. Концерты являются моим основным заработком. Именно поэтому я должен постоянно развивать себя как артист. И маленькие аудитории в данном случае оказываются совершенно незаменимыми.

- Последние годы Вы все чаще работаете на пересечении разных жанров. Вам стало тесно в рамках рок-н-ролльных форм или Вы не находите в рок-музыке достаточных средств для самовыражения?

- Есть такой медицинский термин - полинаркоман, т.е. человек, который тащится от любых видов наркотиков. Перефразируя данное выражение, можно сказать, что я - полиартист. Я не тащусь только от рок-н-ролла, хотя он был и остается очень важной частью моей музыкальной жизни. Кстати, все начиналось вовсе не с рока. Первое, что я пытался играть - не как профессиональный музыкант, а как парень с гитарой - были песни Высоцкого, Окуджавы и Визбора. Джимми Хендрикс, Doors и Led Zeppelin появились позднее. Потом, наряду с рок-музыкой, я открыл для себя творчество Алеши Дмитриевича, который по сей день остается для меня очень важной фигурой. Даже сегодня, уже много послушав, я абсолютно убежден, что Дмитриевич - величайший русский артист в своем жанре, создавший совершенно особый творческий пласт - музыкальный и певческий. Потом был довольно длительный период увлечения Петром Лещенко, Вертинским, Козиным.
Когда я окончательно распрощался с госслужбой и сделал выбор в пользу музыки, то решил для себя, что, по крайней мере, первые лет десять буду заниматься только рок-н-роллом. И слово сдержал. Прошло время, "Ва-Банк" состоялся, мы определились с собственным стилем, у нас появилась своя аудитория. Вот тогда я и вспомнил, что было в моей жизни до рок-н-ролла и существовало параллельно с ним. Поэтому первый не ва-банковский проект "Боцман и Бродяга", который мы сделали с Гариком Сукачевым, внутренне для меня был абсолютно логичен. В сущности, это фольклорный проект, другое дело, что он был сыгран с рок-н-ролльным окрасом. Для Гарика он вообще стал поворотным, мой добрый друг почувствовал в этой музыке потенциал и с тех пор успешно работает именно в этом направлении.
Кстати, многие крупные западные рок-команды шли тем же путем. Однажды мне довелось послушать альбом, который называется "Roots of Led Zeppelin". Я был потрясен, обнаружив, как много они черпали в фольклорной музыке. Порой они заимствовали целые композиции, которые сегодня почти неотличимы от их авторского творчества. Другое дело, что они их переосмысливали и превращали, в сущности, легкие народные напевы в тяжелые и многоходовые роковые композиции.
После "Боцмана и Бродяги" я систематически продолжаю делать вылазки за пределы рок-н-рола. Отсюда "По направлению к танго", "Цыганский рок-н-ролл", "Ведьмы и стервы" и, конечно, наш совместный проект с Ириной Богушевской, посвященный творчеству Вертинского. Эта всеядность позволила мне переосмыслить и то, что мы делали в "Ва-Банке". Как мне кажется, фольклорные мотивы отчетливо заметны в альбоме "Босиком по Луне". Другим появлением того же самого процесса является интерес к акустическим программам. Когда со мной играют два-три универсальных музыканта, мы можем делать практически все - блюз, городской романс, Вертинского. Более того, по ходу концерта я в состоянии произвольно менять программу - в зависимости от настроения аудитории и собственных ощущений.

Александр Ф. Скляр: "Я не могу творить в состоянии опьянения"- Как далеко Вы готовы зайти в своих поисках и экспериментах?

- Думаю, что очень далеко. Меня интересуют абсолютно все песенные жанры. Знаете, мне очень хотелось бы записать альбом оперных арий, спетых совершенно не оперным голосом и вообще вне канонов жанра. Я не умею читать ноты, поэтому арии почти наверняка снимал бы на ухо. Аранжировки тоже были бы соответствующими. Надеюсь, эксперименты будут продолжаться. Лишь бы хватило времени. Ведь каждый проект требует погружения в материал.

- За рок-музыкантами как определенным социальным типом новейшего времени закрепился имидж людей, часто пребывающих в пограничном состоянии. Причем к нему они стремятся с помощью алкоголя или наркотиков. Что реально за этим стоит: желание изменить границы бытия и отыскать новые возможности для творчества, подсознательное желание быть своим среди своих или же это просто поиск удовольствий?

- Второе в минимальной степени. Может быть, в молодости коллективное распитие спиртных напитков и является формой социализации, но с годами это проходит. Поверьте, никто не может заставить меня выпить, если мне не хочется. Разумеется, в меньшей степени своим от этого я не стану. Таким образом, остается или первое или третье, а также их комбинация. Но мне кажется, это справедливо не только по отношению к рок-музыкантам. Все артисты или, шире, все художники значительную часть времени пребывают в пограничном состоянии. В этом смысле мы все являемся группой риска, причем входим в нее совершенно сознательно. Потому что сидя в мягком удобном кресле, имея все комфортные составляющие бытия, чаще всего ты приходишь к состоянию творческой импотенции. Любое творческое произведение рождается только в состоянии глубокой неудовлетворенности и серьезного внутреннего дисбаланса. Просто в рок-н-ролле все это более акцентировано, чем, например, в литературе или живописи, потому что рок-музыканты - публичные фигуры. Дэвид Боуи очень точно назвал нас public animals, публичными животными. Любой концерт перед любой живой аудиторией отнимает огромное количество душевных сил и эмоций. Их необходимо восполнять. А еще после удачного выступления надо как-то затормозиться, успокоиться. С помощью алкоголя это сделать проще. Вот почему музыканты - группа риска внутри группы риска. Потому что порой трудно остановиться и не всегда удается себя контролировать.

- Вам для творчества нужен допинг?

- Если под этим подразумевать любые органические составляющие, то нет. Я совершенно не могу творить в состоянии алкогольного или посталкогольного опьянения. Пробовал, не скрою, но никогда ничего хорошего из этого не получалось. Сочинять я могу исключительно на свежую голову и только тогда получаю удовольствие от процесса. У других людей, насколько мне известно, все иначе. Например, Высоцкий мог работать в любом состоянии. Моррисон мог работать в любом состоянии.
Я мало пишущий человек, но проходных вещей стараюсь не создавать. Однако если я чувствую в песне потенциал, непременно доведу ее до ума, сколько бы времени на это ни потребовалось. Некоторые вещи я пишу по несколько лет. Последний пример - песня "Моби Дик" с альбома "Город Х", на которую ушло в общей сложности лет пять.

- Какой алкогольный напиток Вам больше всего нравится?

- Я обожаю красное сухое вино. К сожалению, с некоторых пор я вынужденно от него отказался. Врачи нашли язву и строго настрого запретили прикасаться к красному и любому другому вину вообще. Можно в небольших количествах крепкий алкоголь. Самый безопасный вариант, если в данном случае вообще уместно говорить о безопасности - чистая водка. Этот напиток никогда не числился среди моих фаворитов. Но нет худа без добра. Те же врачи сказали, что водка оптимально подходит для связок. Так что как ни крути, выходит, что водка - напиток вокалистов. Мне осталось только смириться. Но выпиваю я очень умеренно. Губить здоровье алкоголем мне совсем не хочется.

Александр Ф. Скляр: "Я не могу творить в состоянии опьянения"- Самый необычный алкогольный напиток, который Вам довелось попробовать?

- Наверное, самым необычным для меня был абсент. Я много о нем читал, понимал его специфическую природу, но попробовал только несколько лет назад. Абсолютно точно помню, что потом у меня было жесточайшее похмелье. А выпил-то совсем немного.

- Напрашивается вопрос о самом ужасном алкогольном напитке...

- Одеколон "Шипр". Я его попробовал на заре студенческой юности на военных сборах в каком-то летнем лагере. В местном универмаге не было никакого алкоголя, кроме нескольких видов одеколона. И мы, бравые студенты, не преминули поэкспериментировать. Не скажу, что "Шипр" оказывал какое-то исключительное воздействие - выпить более или менее приличную дозу было почти невозможно в силу его отвратительного вкуса. А еще от него был поистине чудовищный дух.

Беседовал Александр Сидоров

Комментарии (3)

Zlo | 10/10/2008

Александр то, еще жив оказывается!

nina | 14/11/2008

вы про которого из александров?)
лично я удивляюсь интервьюэру))))

Галя | 09/11/2009

Обстоятельный человек! все ответы четкие и по делу. Восхищает.

Комментировать

Имя:*
E-mail:
Контрольный текст:*
Комментарий:*
http://www.rbc.ru/

Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью