Бернар Магре: «Людям откровенно льстит, что они разбираются в вине»
Один из самых влиятельных людей в винном мире, владелец легендарных бордоских замков и топовых хозяйств в других странах, удачливый бизнесмен и покровитель искусства, Бернар Магре рассказал DrinkTime о правильном пути к успеху, собственном имени на каждой бутылке, уроках Сенеки, ошибках Депардье, новой французской революции и своих любимых винах.
DrinkTime: Существуют ли какие-то особые секреты, чтобы добиться успеха в винном бизнесе?
Бернар Магре: Вряд ли. По крайней мере, мне таковые неизвестны. Успеха в винном бизнесе, как и в любом другом позволяют добиться целеустремленность, энтузиазм и способность предвидеть развитие ситуации. А еще очень важна амбициозность и стремление к победе. Помню, в юности я каждую ночь представлял себя то величайшим футболистом, то лучшим в мире хирургом, то известнейшим виноделом, то еще кем-то, но непременно первым среди первых. Такие сны я вижу и по сей день. Они вселяют в меня уверенность.
Подавляющее большинство книг, которые я прочитал в жизни, представляют собой биографии выдающихся людей. Во-первых, чужой успех стимулирует меня к собственным достижениям. А во-вторых, я черпаю в их словах и делах идеи, которые потом использую в бизнесе. В настоящий момент я читаю биографию Ричарда Брендсона, владельца крупнейшей британской корпорации Virgin. Параллельно с ней читаю книгу Бостонской консалтинговой группы, которая посвящена стратегии развития предприятия. А еще на моем столе постоянно лежит томик Сенеки, величайшего римского философа-стоика.
DT: Используете ли вы современные коммуникативные возможности для продвижения своих вин?
Б.М.: Конечно! Прежде всего, у нас есть сайт компании, который мы планируем перевести на четыре языка. Кроме того, мы начали активно работать с социальными сетями. Присутствуем в Facebook и в Twitter, а также в блогах. Эта интерактивная коммуникация совершенно необходима, точно также как и традиционная коммуникация через печатные СМИ.
На всех ресурсах я выступаю от первого лица, рассказываю о наших подходах к виноделию, о наших энологах, об основных принципах управления виноградниками. Также на сайте нашей компании можно найти бесплатный мастер-класс по дегустации вина.
DT: Вы много раз бывали в нашей стране. Меняется ли аудитория любителей вина в России?
Б.М.: У меня довольно долго был собственный бизнес в России - компания Malesan. Поэтому изменения потребительских предпочтений я отслеживал постоянно. Во-первых, и в Америке, и в Китае, и в России вино становится статусным продуктом. Во-вторых, пришло понимание того, что вино - продукт достаточно сложный для понимания, требующий специальных знаний, навыков и опыта. Многим людям откровенно льстит, что они разбираются в вине, могут говорить о нем за столом. В-третьих, в разных странах мира сегодня делают много очень качественных и дорогих вин. Стало не только важно, но и просто необходимо понимать, почему они столько стоят, за что имеет смысл платить большие деньги, а на чем можно и сэкономить. Именно поэтому во многих странах мира такой популярностью пользуются различные дегустации для любителей и школы сомелье, в которых учатся самые разные люди.
Десять лет назад людей не интересовало из каких сортов винограда сделано вино, на каком терруаре и в каком году его произвели. Главным был вопрос цены. Сегодня все меняется даже во Франции. Если раньше французы обсуждали за столом то, что они едят, то теперь то, что они пьют. Это настоящая революция, поверьте.
Еще одна важная вещь заключается в том, что истинные любители вина постоянно стремятся открыть что-то новое - новые вкусы, новые страны, новые сорта, новых производителей. Они ищут вино, которое могло бы их удивить.
С учетом всего сказанного выше мы выстраиваем стратегию. У моей компании сегодня 37 виноградников топ-класса в разных странах. Должен сказать, что в мире нет больше ни одного человека, который владел бы таким количеством великих виноградников. На каждой бутылке стоит подпись Бернара Марге и знак золотых ключей. Это означает, что в любой бутылке содержится вино категории гран крю независимо от того, где она сделана. Таким образом мы сообщаем потребителям, что Бернар Магре делает очень хорошие вина не только в легендарном Chateau Pape Clement.
DT: Некоторые ваши виноградники расположены в странах, которые в сознании многих потребителей не воспринимаются как винные. Например, Марокко или Япония. Никто никогда не слышал о том, что там есть великие терруары, способные давать великие вина. Почему вы решили вовлечь их в орбиту своего бизнеса?
Б.М.: С Марокко дело обстоит очень просто. Эта страна - бывшая колония Франции. У нее хороший имидж в глазах французов, которые лояльны к марроканским продуктам. Кроме того, там давно делают вполне приличное вино. Мы стараемся делать лучшее.
С Японией сложнее. Мне повезло найти виноградники, где рождается белое вино из автохтонных сортов, вполне сравнимое с великим белым бордо. В ближайших планах приобретение виноградника в Западной Германии - на Рейне или на Мозеле, где делают, несомненно, лучшие рислинги в мире.
Вообще великие терруары можно найти практически в любой стране, пригодной для виноделия. Совсем недавно я дегустировал восхитительные красные вина из Хорватии. Конечно, по органолептике они отличаются от классического бордо, но они были поразительно элегантными.
Я уверен, что и в России найдется немало весьма перспективных терруаров.
DT: Означает ли это, что вы намерены добавить к своей коллекции какой-нибудь российский виноградник?
Б.М.: К сожалению, я пока не очень хорошо знаком с винами Краснодарского края. Но если найду что-то интересное, думаю, что вполне мог бы организовать совместное предприятие с российским партнером на паритетных началах. Создали бы какую-нибудь небольшую винодельню с талантливым энологом во главе. Крупные заводы мне мало интересны, на них невозможно сделать топовое вино. Это всегда штучная вещь, результат ювелирной работы истинного мастера.
Для меня принципиально важно качество терруара и наличие сорта винограда, который был бы способен наиболее полно передавать его оттенки. В идеале неплохо бы видеть, чего уже удалось достигнуть на конкретной земле конкретному виноделу. Но это не обязательное условие. Нередко мы сами ищем участки, тщательно анализируем состав почвы, особенности микроклимата, подбираем сорта и т.д. Иногда ошибаемся, конечно. Лет двадцать назад у меня был участок в Маремме. Я делал там неплохое вино, довольно плотное и мускулистое, но до великого ему было далеко - катастрофически не хватало элегантности. Поэтому я продал виноградник.
DT: Винам каких регионов лично вы отдаете предпочтение?
Б.М.: Если честно, больше всего мне нравятся вина из Приората. Не потому, что у меня там виноградники. Тут скорее обратная зависимость - я купил участок, влюбившись в вино. В этом регионе удается создавать хорошо структурированные вина, поразительным образом сочетающие в себе мощь и экспрессию с удивительной элегантностью. Кроме того, они очень красиво стареют.
DT: Вы дружны с Жераром Депардье. Более того, являетесь партнерами...
Б.М.: Однажды Жерар приехал ко мне в гости и привез несколько бутылок вина из своего луарского хозяйства. Я попробовал и сказал: «Для тебя это неплохо. Но для потребителя совершенно не годится». Это были вина, чем-то напоминающие самого Депардье - избыточно полнотелые и немного грубоватые, хотя и симпатичные. Он честный человек и потому признал мою правоту.
Через некоторое время мы создали с Жераром совместное предприятие, которое назвали «Ключ к терруару». Надеюсь, нам в самом деле удалось найти этот ключ. Мы приобрели несколько небольших виноградников по 4-6 га в Бордо и на юге Франции, тщательным образом их изучили, подобрали сорта, ввели строгие правила производства, сосредоточившись на качестве. У нас нет амбиций скупить как можно больше земель. Филигранное вино можно сделать на четырех гектарах, но не на сорока.
Беседовал Александр Сидоров
Статьи по теме:
Эдуардо Чедвик: «Я не боюсь сравнения своих вин с великими бордоскими гран крю»
Хосе Пенин: «Не рекомендую пить вина ниже 80 баллов»
Мауро фон Зибенталь: «С бокалом карменера можно никуда не спешить»
Мишель Роллан: «Невозможно сделать два одинаковых вина»
Анджело Гайя: Пессимизм не приносит никаких доходов
О проекте
© DrinkTime.ru - it's Time for a Drink
Все права защищены и охраняются законом