http://www.rbc.ru/ http://www.rbc.ru/
На главнуюОтправьте e-mailКарта сайта
http://www.rbc.ru/

Пить по-русски: история вопроса

22 июня 2009, Александр Сидоров | Комментариев: 35

Сегодня широко распространено мнение, что русские люди всегда пили, во-первых, много, а во-вторых, всем напиткам предпочитали водку. Однако изучение истории вопроса даже в первом приближении показывает насколько далеки от истины оба эти утверждения. Перегонять зерновой спирт наши предки научились довольно поздно - во второй половине XV века. Дело это было затратное и весьма трудоемкое. Продукта на выходе получалось мало, да и доступ к нему имел лишь очень ограниченный круг людей, как правило, из числа власть предержащих. Неумеренное потребление алкоголя не стало и частью придворной культуры, хотя при Иване Грозном и Петре I таковое активно практиковалось. Массовое пьянство, так поражавшее иностранцев, охватило нашу страну только в XIX столетии, когда в силу технического прогресса появилось много дешевой водки, доступной простолюдинам.

Традиционно на Руси пили весьма умеренно. Патриархальный уклад жизни оставлял мало места алкогольным излишествам. Пьянящие напитки дозволялись только зрелым мужчинам, да и то в очень ограниченном количестве. Их потребляли лишь по особым случаям - на княжеских пирах, языческих игрищах, братчинах, тризнах, - и непременно сопровождали обильной трапезой. Женщинам предписывались исключительно безалкогольные напитки - соки, морсы, кислый квас, молоко.Тем не менее, летописи содержат немало упоминаний о разнообразных хмельных напитках, таких как вино, мед, квас, сикера, пиво, олус и даже пьяная березовица. Словом, было из чего выбирать.

Пить по-русски: история вопросаВ Древней Руси в силу естественных географических условий не было виноградников, соответственно, не сложилось винодельческой культуры, аналогичной той, что существовала в странах Средиземноморья и Причерноморья. Тем не менее, было бы неправильно полагать, что наши предки вовсе не имели никакого представления о вине. С детищем виноградной лозы они познакомились довольно рано - примерно в конце IX или в самом начале Х века, когда наладились первые контакты с Константинополем. А после принятия христианства вино уже прочно вошло и в ритуальную практику, и в повседневный обиход. Привозили его почти исключительно из Византии и Малой Азии и называли греческим или сурьским, т.е. сирийским. Стоило оно весьма недешево, оттого позволить себе такую роскошь могли очень немногие. Пили его маленькими рюмочками, неторопливо смакуя, а наливали только по особым случаям или потчуя дорогих гостей. Так что опьянеть от вина было почти невозможно, разве что слегка захмелеть. Поначалу вместе со средиземноморским вином русичи переняли и византийскую манеру пить его разбавленным. Однако примерно с середины XII века перешли на потребление чистого напитка, крепость которого равнялась 10-11 градусам. Тогда же появляются термины, различающие вино сухое, сладкое, с пряностями, церковное (т.е. красное десертное не разбавленное водой) и т.д. Впрочем, "месить воду в вино" также не переставали. С XIII века в результате татаро-монгольского нашествия и перемещения центра власти на северо-восток страны контакты с Византией заметно ослабли. Поставки виноградного вина сократились, и постепенно его место заняли другие алкогольные напитки, изготавливаемые из местного сырья, прежде всего, "питный" мед.

Этот замечательный напиток славяне научились делать задолго до становления своей государственности. Технология его приготовления была предельно проста: в мед диких пчел подмешивали различные ягоды из расчета 1:2 и подвергали естественному брожению, затем переливали в бочонки и отправляли на длительную выдержку в глубокий погреб. В результате получалась мутная брага бурого цвета, крепостью 4-5% с характерным медовым вкусом. На протяжении XI - XV веков методику усовершенствовали. Мед разбавляли водой (от 1:0,5 до 1:3), делая так называемую сыту, и уваривали с хмелем до половины объема. Затем сусло охлаждали, заквашивали хлебными дрожжами или ржаным хлебом и оставляли в теплой печи, чтобы мед закис. Таким образом получали полуфабрикат - «кислый» мед, который держали на льду для торможения процессов брожения, а затем использовали как основу для производства различных питейных медов: боярского, паточного, обварного, ягодного, белого, «зельевого» (т.е. с добавлением пряных растений). Например, для приготовления ягодного меда ягоды томили с кислым медом в печи, после отстаивания гущи сливали жидкость в бочонки и засмаливали. Бочонки с медом зарывали в землю, чтобы исключить доступ воздуха, но не препятствовать выходу бродильных газов. Выдержка длилась от 5 до 40 лет. Перед закладкой в брагу добавляли рыбий клей (карлук) для удаления некоторых продуктов распада веществ сусла, а также для торможения брожения. Рыбий клей стоил очень недешево (более чем в 20 раз дороже икры). Это удорожало продукт, тем более что ставленый мед был дорогим сам по себе из-за низкого выхода и длительности процесса его получения.

Разумеется, такой трудоемкий напиток был доступен только представителям зажиточных слоев. В XIV-XV веках по мере увеличения спроса на питный мед стали все чаще прибегать к более быстрому и дешевому способу приготовления - медоварению. Делали значительно более разбавленное медовое сусло, чем при изготовлении ставленого меда, добавляли солод и патоку. Медово-солодовое сусло обваривали кипятком или прокипяченным отваром хмеля. Затем добавляли дрожжи. В процессе брожения мед несколько раз переливали, наконец, заливали в бочки и засмаливали. Засмоленные бочки ставили на лёд, и брожение в них как бы «замораживалось» до такой степени, что его продукты не превращались в газы, а «уходили» в сам мёд. В результате мед становился более грубым и более хмельным.

Пить по-русски: история вопросаЕще одним столь же древним напитком был квас. Технология его приготовления, по-видимому, не слишком отличалась от разных вариантов создания меда, но была значительно менее трудоемкой. Различали квас, скисший естественным образом, и сваренный, "твореный" человеком. В первом случае получался кислый слабоалкогольный напиток. Во втором - довольно густой и крепкий. Иногда по степени воздействия его даже приравнивали к вину. Так в одном церковном предписании содержится запрет: "Вина и творена кваса не имать пити". Изготавливали его из настоя ржаной муки грубого помола (впрочем, часто в дело шла любая мука, а также отруби и хлебные крошки) и ячменного солода, иногда с добавлением меда, ягод, фруктов (дикорастущих яблок и груш, брусники, смородины, морошки, клюквы, земляники, малины), кореньев (особенно хрена), листьев различных растений (смородина, мята), пряностей (корица, гвоздика). Процедура - от превращения зерна в солод до настаивания и "томления" - занимала несколько недель. Впрочем, на Руси знали и собственно плодово-ягодный хмельной напиток, получаемый в результате натурального брожения - сикеру. К сожалению, о деталях остается только догадываться. Он навсегда остался в прошлом, как и название, которое перестало употребляться с конца XV века.

После татаро-монгольского нашествия в русских исторических источниках начинает упоминаться еще один алкогольный напиток - ол или олус. Он очень походил на современное пиво крепостью до 5%. Варился из ячменя, но с добавлением всяких трав или "зелий". Точно известно, что, помимо хмеля, в рецептуре присутствовали полынь и зверобой. Судя по всему, олом называли достаточно благородный напиток, поскольку иногда его можно было использовать во время богослужения вместо церковного вина! Кстати, его название и рецептура вызывают в памяти ассоциации с другим широко известным напитком - британским элем, также изготавливаемым из ячменя и трав.

В рассказе арабского путешественника Ибн-Фадлана, посетившего Русь в 921 году, упоминается еще один незамысловатый напиток - пьяная березовица. Речь идет о забродившем березовом соке, который долгое время хранился в открытых кадках и постепенно превращался в уксус. Непонятно, добавлялось ли в брагу что-то еще. Последнее предположение вполне вероятно, ведь натуральный вкус перебродившего сока, мягко говоря, весьма неприятен. В русских летописях березовица не фигурирует вовсе, может быть в силу своей очевидной ординарности и даже заурядности. Она вряд ли когда-нибудь появлялась на столах аристократов. А вот иноземцу этот напиток вполне мог показаться совершенно необычным и потому достойным упоминания.

Комментарии (35)

Патриот | 24/06/2009

Журнал "ГРАЖДАНИНЪ" №3 15 Янвapя 1873г.
Автор: Федор Михайлович Достоевский
В сокращении.
Во Францiи въ настоящее время непомѣрно распространилось употребленiе крѣпкихъ напитковъ. Въ прежнее время французы пили виноградное вино и не упивались до безобразiя; но развитiе свеклосахарныхъ заводовъ, о которыхъ такъ хлопотали государственные люди Францiи сороковыхъ годовъ и протекцiонисты, произвели тамъ въ употребленiи крѣпкихъ напитковъ переворотъ. Вино было дешевле спирта и народъ пилъ вино; теперь спиртъ сталъ дешевле вина и народъ сталъ пить спиртъ. Въ прежнее время гектолитръ спирта стоилъ 200 фр., а теперь, вслѣдствiе развитiя винокуренiя изъ патоки и свеклосахарныхъ остатковъ, цѣна на спиртъ понизилась до 50 фр. за гектолитръ и французы обратились къ спирту и превратились въ пьяницъ. Французы–протекцiонисты хотѣли имѣть свой сахаръ, требовали наложить запрещенiе или большую пошлину на чужой сахаръ, чтобы отъ него не зависѣть и поощрять свой... И судьба, покровительница свободной торговли, сказала: хорошо, мои милые протекцiонисты, я вамъ даю свой сахаръ, но въ придачу къ нему получите и пьянство, а вмѣстѣ съ нимъ и безнравственность, и развратъ, и нищету, а наконецъ и коммуну; и судьба сдержала свое слово! Такъ то наказывается всякая недальновидность, несправедливость и эгоизмъ. Пусть не думаетъ фанатикъ протекцiонистъ, что всякое зло, причиненное потребителю, пройдетъ ему даромъ, безнаказанно. Наказанiе будетъ, рано или поздно, но будетъ, потому что судьбы справедливы. Такъ случилось и съ Францiей.

Сильное распространенiе пьянства во Францiи обратило теперь на себя вниманiе французскаго общества, и вотъ французы нашли необходимостью образовать изъ среды себя особое общество для противудѣйствiя гибельному развитiю этого порока. Оно теперь образовалось и работаетъ надъ статистикой пьянства и надъ тѣми мѣрами, какiя нужно принять и употребить для борьбы съ этимъ зломъ.

Изъ обнародованной программы общества видно, что потребленiе спирта во Францiи, составлявшее въ 1820 г. 350,000 гектолитровъ, въ 1850 увеличилось до 580,000, а въ 1869 г. до 1.000,000 гектолитровъ, не считая корчемнаго спирта (котораго навѣрно выпивается столько же). Число питейныхъ завѣденiй возрасло во Францiи до такой степени, что находится въ пропорцiи 1 каб. на 102 жит. Соразмѣрно этому увеличиваются и пьянство, и нищета, и преступленiя. Число умершихъ отъ запоя возрасло съ 1849 по 1869 г. отъ 331 до 587 чел. въ годъ. Число самоубiйствъ отъ пьянства съ 24 до 664, а число преступленiй связанныхъ съ пьянствомъ быстро возрастаетъ.

Патриот | 24/06/2009

Журнал "ГРАЖДАНИНЪ" №3 15 Янвapя 1873г.
Автор: Федор Михайлович Достоевский
В сокращении.

У насъ статистики пьянства не имеется. Мы слышимъ безпрестанно и повсеместно жалобы о пьянстве русскаго народа, пропускаемъ эти жалобы мимо ушей и только. Мы имеемъ подъ рукою только кое–какiя, отрывочныя цифры по этому предмету. Сравнимъ теперь эти цифры съ французскими.

Въ Одессе ( труды одесс. стат. ком.) на 140,000 ж. въ 1866 г. считалось (кроме трактировъ и гостинницъ) 1,936 кабаковъ, т. е., 1 к. на 72 ч. Въ Весьегонске (журнальная корреспонденцiя) на 3,669 ж. находится 36 кабаковъ, т. е., 1 каб. на 100 чел. Въ Харькове (по известiямъ г. думы) считается жителей 62,000 ч., а кабаковъ 675, т. е., 1 к. на 92 ч. Въ Сибири, въ Красноярске (кореспонденцiи) на 9,500 жит. имеется 200 каб., т. е., 1 к. на 50 ч. Въ Енисейске на 6,500 ж. 300 кабаковъ, т. е., 1 к. на 20 ч. Въ селенiи Глиняково (близъ Одессы) на 2,000 ж. находится 102 кабака, т. е., 1 к. на 20 ч. Въ селенiи Витиме (на Лене) по свидетельству г. губернатора В. Сибири, на 124 крестьянскихъ дома находится 40 каб., т. е., 1 к. на 3 дома или на 10—15 душъ. Стало быть въ Весьегонске пропорцiя кабаковъ къ числу жителей такова, какъ во Францiи, въ Харькове на 8 проц. больше, въ Одессе на 25 проц., въ Красноярске на 50 проц., въ Енисейске на 80 проц., въ селенiи Глиняково на 80 проц., а въ селенiи Витиме на 90 проц. больше. Если французы считаютъ свою пропорцiю кабаковъ къ жителямъ огромною, то чтò сказать о нашей?

Число умершихъ отъ запоя возрасло во Францiи съ 1849 по 1869 г. съ 331 до 587 чел. въ годъ. Число самоубiйствъ отъ пьянства съ 24 до 664 ч., а всего вместе до 1,251 чел. въ годъ. Статистическихъ цифръ объ умершихъ и самоубiйцахъ отъ запоя мы не имеемъ (потому что у насъ считаютъ эти цифры пустяками), но мы представимъ несколько цифръ объ этомъ предмете случайно нами замеченныхъ по Петербургу.

Въ Петербурге умерло отъ пьянства сего 1872 года:

11 апреля умеръ отъ пьянства. . . 1
16 найденъ повесившимся отъ пьянства . 1
17 найдены утонувшими отъ пьянства . . 2
18 умеръ отъ пьянства. . . 1
17 iюня въ пьяномъ виде бросился въ Фонтанку 1
18 умеръ отъ пьянства . . . . 1
19 бросился изъ окна отъ пьянства . . . 1
19 повесился отъ пьянства. . . . 1
19 отъ пьянства набросилъ на себя петлю, но былъ удержанъ . 1
20 отъ пьянства повесился. . . 1
20 отъ пьянства упалъ и умеръ . . . 1
21 отъ пьянства хотелъ повеситься, но удержанъ. . 1
21 отъ пьянства поднятъ на улице мертвый 1
21отъ пьянства бросился изъ окна . . 1

По этимъ цифрамъ, случайно замеченнымъ, выводимъ, что отъ пьянства въ Петербурге можетъ быть каждый день умираетъ или насильственно лишаетъ себя жизни 1 человекъ. Если это такъ происходитъ целый годъ, то значитъ въ одномъ Петербурге умираетъ въ годъ отъ пьянства по крайней мере 300 человекъ. Если по этому масштабу положимъ на Москву такихъ смертей 200 ч. въ годъ, то значитъ въ однехъ нашихъ столицахъ, въ Петербурге и Москве на 1.300,000 жит. число смертей и самоубiйствъ отъ пьянства дойдетъ въ годъ до 500 чел., тогда какъ на всю Францiю или на 35.000,000 жит. число этихъ умершихъ доходитъ только до 1,251 ч.

Если бы во Францiи оъ пьянства умиралъ народъ по приведенному нашему масштабу, то на Францiю пришлось бы такихъ умершихъ 13,000 въ годъ или въ 10 разъ больше того, сколько теперь тамъ умираетъ, или другими словами: у насъ ежегодно умираетъ отъ пьянства въ десять разъ больше, нежели во Францiи. Положимъ народонаселенiе наше вдвое больше французскаго, значитъ и отъ пьянства должно умирать больше только вдвое, а между темъ умираетъ больше въ десять разъ.

Изъ этого следуетъ, что или французскiя цифры о пьянстве неверны, или наши цифры ужасны.

Патриот | 24/06/2009

Журнал "ГРАЖДАНИНЪ" №3 15 Янвapя 1873г.
Автор: Федор Михайлович Достоевский
В сокращении.

Но если за симъ принять въ соображенiе, что въ Одессе напримеръ на 140,000 жит. имеется 1,936 кабаковъ и что эти кабаки содержатся (почти все) евреями, то результаты отъ пропорцiи кабаковъ къ несчастiю у насъ выйдутъ еще хуже. Кабатчикъ еврей — это такой кабатчикъ, который у всехъ техъ, кто у него пьетъ, вытягиваетъ, выжимаетъ, высасываетъ не только тó, чтó у нихъ есть сегодня въ кармане, но и тò, чтó у нихъ будетъ завтра, чтó будетъ добыто или заработано въ теченiе недели, въ теченiе месяца и даже въ теченiе года и наконецъ въ теченiе всей жизни. Если взять нашего кабатчика еврея и кабатчика француза, то выйдетъ, что одинъ еврей–кабатчикъ въ отношенiи опаиванiя и прочаго отсюда проистекающаго, поспоритъ съ десятью французскими кабатчиками. Стало быть цифру 1,936 одесскихъ кабаковъ, по тому вреду который они приносятъ, надо помножить на десять и принять что въ Одессе не 1,936, а 19,360 кабаковъ. Въ целой Россiи, а можетъ быть и въ целомъ мiре нетъ между рабочимъ народомъ обоихъ половъ столькихъ и такихъ пьяницъ, столькихъ и такихъ нищихъ, столькихъ и такихъ непотребныхъ, какъ въ Одессе*) и все это есть произведенiе евреевъ–кабатчиковъ**).

Стало быть въ отношенiи пьянства наше положенiе хуже французскаго. Будемъ продолжать далее.

По известiямъ доходящимъ изъ губернiй оказывается, что въ земскихъ собранiяхъ гласные отъ крестьянъ заявляютъ, что кабаки внутри селенiй развращаютъ не только взрослыхъ, но детей и женщинъ. «У насъ народъ не пьетъ, говорятъ «Моск. Ведомости”, а пьянствуетъ, у насъ кабакъ не лавка, где можно только купить и выпить водки, а тутъ компанiя, пляски, песни и развратныя женщины.” Изъ Весьегонска, Тверской губернiи, писали: у насъ на 3,669 душъ 38 кабаковъ. Упадокъ нравственности невообразимый: для выпивки мужъ и жена обкрадываютъ другъ друга, а девицы делаются проститутками. Отецъ Белюстинъ («Совр. Лет.”) писалъ, что въ Тверской губернiи пьянство быстро распространяется, а вследствiе этого и деморализацiя. Въ селенiяхъ завелись уже, чего прежде не бывало, непотребные дома, заводимые солдатками.

Въ Харькове (докладъ представленный въ 1872 году въ харьк. г. думу) считается 62,000 жителей и 675 кабаковъ, т. е., 1 кабакъ на 92 души. По этому расчету кабакъ среднимъ числомъ не можетъ продать въ годъ более 300 ведеръ; уже и это количество составляетъ на душу 31/2 ведра въ годъ, а ежели разложить только на взрослыхъ мужчинъ, то придется по 10 ведръ на каждаго въ годъ. Покупая ведро водки по 3 р. 50 к. и продавая по 5 р., кабакъ выручитъ въ годъ 450 р., а между темъ расходы: наемъ помещенiя 200 р., отопленiе и освещенiе 60 р., устройство и обзаведенiе 25 р., патентъ 70 р.; раскурочное свидетельство 5 р.; налогъ на патентъ въ пользу города (20 проц.) и земства (25 проц.) 31 р. 50 к.; промышленное свидетельство 18 р.; налогъ со свидетельства въ пользу города и земства 3 р. 60 к. Итого расходовъ 413 р. 10 к. И такъ чистый доходъ кабака составитъ 36 р. 90 к. въ годъ. Но разве можетъ кабатчикъ существовать на 36 р. 90 к. въ годъ?

Изъ этого выходитъ, что кабатчикъ для пополненiя своего бюджета необходимо долженъ прибегать къ искусственнымъ и незаконнымъ средствамъ (недомеръ, разбавленiе вина водою, отпускъ вина подъ залогъ вещей, сбытъ этихъ вещей, а также сбытъ вещей краденыхъ, промыслъ развратомъ и т. д.), потому что иначе кабатчикъ существовать не можетъ*). Такимъ образомъ существенный доходъ нашего кабака зависитъ не отъ водки, а отъ обмана, воровства, разврата и другихъ незаконныхъ и деморализующихъ промысловъ.

Патриот | 24/06/2009

Изъ Екатеринославля писали (корреспондентъ «Голоса”), что тамъ 143 кабака, которые находятся въ рукахъ евреевъ. Патентъ, казенные, земскiе и городскiе сборы стоятъ 112 руб. Квартира кругло 150 р. Прибавьте освещенiе и другiе расходы по торговле виномъ, и вы невольно станете въ тупикъ предъ вопросомъ: какимъ образомъ при такихъ значительныхъ расходахъ кабатчика можетъ существовать такое множество кабаковъ въ Екатеринославле? Вопросъ разрешается между темъ просто: несмотря на разбавленiе вина водою, на недомеръ и т. п., едва ли хотя одинъ кабакъ можетъ существовать одною продажею вина. Водка здесь только ширма и силки для поклонниковъ ея. Ресурсы кабатчиковъ: обобрать пьянаго, принять краденныя вещи, дать прiютъ ворамъ, насчитать на пьянаго и проч. — вотъ те средства, которыми живутъ и процветаютъ здешнiе кабаки’’.

Изъ этого следуетъ, что открытiе всякаго новаго кабака есть открытiе новаго притона развращенiя, воровства и разоренiя и проч. Кабатчики конкурируютъ между собою не продажею питей, а деморализацiей и развратомъ. Въ которомъ кабаке разврата более, тотъ кабакъ и выигрываетъ больше. Такимъ образомъ кабатчики наперерывъ стараются перещеголять и перегнать другъ друга заманчивостью и прелестью разврата и такой развратъ все увеличивается и нетъ ему удержу. Люди несутъ въ кабакъ нетолько свое добро, но и чужое, потому что тамъ все принимаютъ. Вотъ и необходимое увеличенiе воровства, а за воровствомъ и грабежа и т. д.

Вышепомянутый докладъ харьковской г. думы говоритъ: съ лестницъ, съ тротуаровъ уносятся каменныя плиты, съ мостовъ вырываются железныя связи, уносятся со столбовъ городскiе фонари; могилы умершихъ не остаются въ покое, разоряются памятники, уносятся железныя решетки, кресты и все это сбывается въ кабакахъ или продается на рынке въ такъ называемомъ воровскомъ ряду (уже воровскiе ряды завелись) и вырученныя деньги относятся въ кабаки.

Это делается на улицахъ, а чтò же можетъ делаться въ домахъ отъ деморализацiи и развращенности прислуги?

Изъ Ростова на Дону пишутъ (iюня 1872 г.), что тамъ работники собираются въ партiи и грабятъ по вечерамъ въ глухихъ улицахъ. Въ Костроме на дняхъ (iюля 1872) отъ памятника Сусанину отломили бронзовую руку, которую нашли въ кабаке.

А число кабаковъ, а стало быть и пьянство, между темъ все растетъ.

Изъ Сибири пишутъ, что въ Красноярске до 1863 г. было 10 кабаковъ, въ Енисейске 18, а по тракту изъ Енисейска въ Красноярскъ 20; а теперь въ Красноярске 200 кабаковъ, въ Енисейске 300, а съ января 1872 прибавилось еще 20, а по тракту изъ Енисейска въ Красноярскъ появилось 170 кабаковъ. Г. губернаторъ восточной Сибири въ своихъ циркулярахъ свидетельствовалъ, что хлебопашество тамъ падаетъ, а пьянство, развратъ и бедность увеличиваются. Въ Харькове въ 1869 году было 439 кабаковъ, въ 1870 — 499, въ 1871 — 568, а въ 1872 — существуетъ 675 кабаковъ, т. е., въ первый годъ прибавилось 60 кабаковъ, во второй 70, а въ третiй 107 кабаковъ.

И это кабацкое crescendo происходитъ вероятно не въ одномъ Харькове, а можетъ быть въ целой Россiи. Докторъ Романовъ («Голосъ”) говоритъ, что «берега Волги въ настоящее время окаймлены, въ буквальномъ смысле, трактирами и кабаками!” И чтò отъ этого тамъ происходитъ можно себе вообразить.

Чемъ же это кончится и на чемъ это остановится?

Патриот | 24/06/2009

Журнал "ГРАЖДАНИНЪ" №3 15 Янвapя 1873г.
Автор: Федор Михайлович Достоевский
В сокращении.

«Въ продолженiи минувшихъ праздниковъ (1872 г.)”, писали «Моск. Ведом.”, «московскiя улицы являли собою прискорбное зрелище... мы говоримъ не о мостовыхъ, мы говоримъ о техъ, которые будто после битвы валялись на улицахъ. Это были люди мертвецки пьяные. Изъ нихъ многiе поплатились жизнью за свою неумеренность, а возмутительные случаи открытаго нападенiя на проезжающихъ, не ночью, а среди бела–дня, доказываютъ, что улицы наши стали небезопасны отъ пьяныхъ.”

Пьянство въ Москве прежде до этого дневнаго нападенiя на проезжающихъ не доходило, стало быть оно увеличивается и последствiя его делаются уже не безопасны для общества.

Одесскiя сцены въ прошломъ году и харьковскiя въ нынешнемъ суть результаты того же народнаго пьянства. Конечно, при нынешней нашей петербургской полицiи мы безопасны, но неровенъ часъ! Разве не можетъ случиться, что полицiя наша какимъ нибудь образомъ вдругъ оплошаетъ, сделается не такъ разумна, не такъ предусмотрительна и проч. Ведь этого перехода нашей полицiи отъ лучшаго къ худшему (какъ уже и были примеры) никто отрицать не можетъ... а тогда и у насъ (чего Боже сохрани!) могутъ произойти такiя же явленiя, какъ и въ Москве. Да хотя бы наша полицiя всегда была также разумна и предусмотрительна, какъ теперь, но матерiалы разврата, буйства, безпорядковъ все возрастаютъ и наконецъ могутъ возрости до того, что полицiя не въ состоянiи будетъ ихъ предупредить.

И выходитъ, что дело сделалось серьезно и что надо принимать меры противъ пьянства и не какiя нибудь обыкновенныя, административныя, полицейскiя, внешнiя меры, а надо чтобы общество само вступилось въ это дело, обратило на него вниманiе и придумало такiя средства противъ бедствiя, угрожающаго Россiи, которыя были бы самыя лучшiя и самыя действительныя. Напрасно мы будемъ закрывать глаза, какъ говоритъ «Вестникъ Европы» по этому вопросу, предъ очевидностiю; напрасно намъ говорятъ, что пьянство наше ничего не значитъ, что пьянства нетъ, что умноженiе кабаковъ пьянства не прибавило, что пьянство происходитъ отъ невежества, отъ недостатка образованiя и дайте только намъ образованiе!...... и проч., и проч. Нетъ, этими песнями встревоженное общество (которое жалуется на пьянство отовсюду) уже убаюкать нельзя. Все чтò мы видимъ до сихъ поръ въ происшествiяхъ одесскихъ, харьковскихъ, московскихъ и другихъ, мы видимъ только одну наружную сторону пьянства, но чтò делается дальше, въ глубине въ умахъ, нравахъ, въ страстяхъ народа мы этого не видимъ и еслибы было такое волшебное стекло, сквозь которое мы могли бы это увидеть, то мы можетъ быть ужаснулись бы. Ясно, что дело слишкомъ серьезно и что намъ грозитъ раньше или позже (если дело будетъ продолжаться какъ теперь) всеобщее пьянство, разгулъ, развратъ, бедность со всеми последствiями отъ этого проистекающими и что настало время объ этомъ подумать хорошенько и подумать всемъ мiромъ. Ежели французы обратили вниманiе на свое пьянство, которое несравненно меньше нашего, то кàкъ же намъ не обратить вниманiе на свое.

Говорятъ — интернацiоналка, коммуна! и при этомъ вздрагиваютъ отъ ужаса, отъ убiйствъ, отъ пожаровъ, отъ злодеянiй, но посмотрите поглубже въ эту бездну..... посмотрите еще поглубже и вы увидите что на дне ея не малую роль играетъ французскiй кабакъ и пламя свеклосахарнаго алкоголя. И вотъ вамъ еще одно прибавленiе къ новой исторiи Францiи! Одильонъ–Барро, членъ парижской академiи, принимая членовъ общества для противудействiя пьянству, сказалъ, что среди техъ негодяевъ, которые обагрили кровью и сожгли Парижъ, господствующую роль играло неумеренное употребленiе спирта и пьянство.

Peter | 07/07/2009

Федор Михайлович ! А где же выводы? ...да, батенька, опять виноваты евреи!

Арташ | 13/07/2009

Вот вы Peter смеётесь, а зря! Ой как зря! Ведь Фёдор Михайлович был человек не глупый, и не ругаел он так уж особо еврев, а указывал ли шь только на очевидные факты! И самое старшное в том заключается, что ведь пророчество его сбывается! Вы посмотрите на улицу, что твориться, ведь каждый 2 мужчина, да что там мужчина, малец у которого ещё и пух то под носом не появился, идёт с бутылкой, и девушки туда же! А ведь это будущее нации будущее страны, какое потомство может дать "пьяное поколение"? И ведь что действительно, на что указывает Фёдор Михайлович, что и нищета, и моральный упадок, и безнравственность, и преступность, а в наш век прибавилась ещё и наркомания, всё это начинается с неумеренного пития, с пьянства и ведёт всё это к очень и очень печальным последствиям! И не евреи тут совсем не при чём, а если вы Peter только и увидели в тексте, что поругание евреев, так это только в силу вашей не дальновидности (простите конечно если это не так, и если вы всего лишь хотели пошутить). В завершении хочу только сказать, что проблема назрела уже в 19в., а действий и поступков со стороны общества и государства почти не предпринимается до сих пор! А пора уже трубить во все трубы, писать во все инстанции!!! Мы, российские граждане, только мы сами можем решить эту проблему!

Вадим | 14/07/2009

Федору Михайловичу - респект за статью.
Патриоту - респект за публикацию.
Всем хорошо понимающим по русски логичически мыслящим субъектам, вся логика которых направлена на поиски антисемитизма - идите в жопу и ищите его там.

Rita | 14/07/2009

От вековой безысходности,господа,при царе ,социализме и капитализме. Пока к власти приходят люди недобрые,несправедливые(уж простите),осуществляющие только свои амбиции,так и будет. Отчего- то русские замечательные люди( без всякой иронии) ведут себя как тупое стадо,куда повернул ,туда и валят.И вся история России на протяжении времени,которое мы способны обозреть такова.

Оптимист | 15/07/2009

Фёдору Михайловичу - почтение,
Патриоту - уважуха.
IMHO, великолепнейший материал. Сдаётся мне, что проблема не только в этом, а в гипертрофированном доверии народа ко всему (от напёрсточников до СМИ). Согласитесь, что начало 90-х явно показало, что наверху оказались те (недалёкие), кто не верил в сказки, а был жёстким прагматиком, пока другие (интеллектуалы) принимали активное участие в митингах, судьбоносных обсуждениях, собраниях, чтениях и проч. И роль личности в истории совсем не такая, какой её рисовал диалектический материализм доселе. Увы... Смотрите "Animal Planet" или "Жизнь животных" по 5-му, там всё по-честному, и есть ответы на большинство человеческих вопросов типа "доколе...". ;)
Да, забыл, и национальная идея у нас всё таки есть, её краткое озвучание в песне Т.Шаова "Пофигу". 8).

Оптимист | 15/07/2009

Когда караван разворачивается, самый хромой верблюд будет первым.
Арабская пословица.

Патриот | 21/07/2009

Лев Николаевич Толстой
Пора опомниться! 1889 год.
Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что всего ужаснее, губит душу людей и их потомство, и, несмотря на это, с каждым годом все больше и больше распространяется употребление спиртных напитков и происходящее от него пьянство. Заразная болезнь захватывает все больше и больше людей: пьют уже женщины, девушки, дети. И взрослые не только не мешают этому отравлению, но, сами пьяные, поощряют их. И богатым, и бедным представляется, Что веселым нельзя иначе быть, как пьяным или полупьяным, представляется, что при всяком важном случае жизни: похоронах, свадьбе, крестинах, разлуке, свидании - самое лучшее средство показать свое горе или радость состоит в том, чтобы одурманиться и, лишившись человеческого образа, уподобиться животному.
И что удивительнее всего, это то, что люди гибнут от пьянства и губят других, сами не зная, зачем они это делают. В самом деле, если каждый спросит себя, для чего люди пьют, он никак не найдет никакого ответа. Сказать, что вино вкусно, нельзя, потому что каждый знает, что вино и пиво, если они не подслащены, кажутся неприятными для тех, кто их пьет в первый раз. К вину приучаются, как к другому яду, табаку, понемногу, и нравится вино только после того, как человек привыкнет к тому опьянению, которое оно производит. Сказать, что вино полезно для здоровья, тоже никак нельзя теперь, когда многие доктора, занимаясь этим делом, признали, что ни водка, ни вино, ни пиво не могут быть здоровы, потому что питательности в них нет, а есть только яд, который вреден. Сказать, что вино прибавляет силы, тоже нельзя, потому что не раз и не два, а сотни раз было замечено, что артель пьющая в столько же людей, как и артель непьющая, сработает много меньше. И на сотнях и тысячах людей можно заметить, что люди, пьющие одну воду, сильнее и здоровее тех, которые пьют вино. Говорят тоже, что вино греет, но и это неправда, и всякий знает, что выпивший человек согревается только накоротко, а надолго скорее застынет, чем непьющий. Сказать, что если выпить на похоронах, на крестинах, на свадьбах, при свиданиях, при разлуках, при покупке, продаже, то лучше обдумаешь то дело, для которого собрались, - тоже никак нельзя, потому что при всех таких случаях нужно не одуреть от вина, а с свежей головой обсудить дело. Что важней случай, то трезвей, а не пьяней надо быть. Нельзя сказать и того, чтобы вредно было бросить вино тому, кто привык к нему, потому что мы каждый день видим, как пьющие люди попадают в острог и живут там без вина и только здоровеют. Нельзя сказать и того, чтобы от вина больше веселья было. Правда, что от вина накоротко люди как будто и согреваются и развеселяются, но и то и другое ненадолго. И как согреется человек от вина и еще пуще озябнет, так и развеселится от вина человек и еще пуще сделается скучен. Только стоит зайти в трактир да посидеть, посмотреть на драку, крик, слезы, чтобы понять то, что не веселит вино человека. Нельзя сказать и того, чтобы не вредно было пьянство. Про вред его и телу и душе всякий знает.

Патриот | 21/07/2009

Лев Николаевич Толстой
Пора опомниться! 1889 год.
И что ж? И не вкусно вино, и не питает, и не крепит, и не греет, и не помогает в делах, и вредно телу и душе - и все-таки столько людей его пьют, и что дальше, то больше. Зачем же пьют и губят себя и других людей? "Все пьют и угощают, нельзя же и мне не пить и не угощать", - отвечают на это многие, и, живя среди пьяных, эти люди точно воображают, что все кругом пьют и угощают. Но ведь это неправда. Если человек вор, то он будет и водиться с ворами, и будет ему казаться, что все воры. Но стоит ему бросить воровство, и станет он водиться с честными людьми и увидит, что не все воры. То же и с пьянством. Не все пьют и угощают. Если бы все пили, так уже не надолго бы оставалось и жизни людям: все бы перемерли; но до этого не допустит Бог: и всегда были и теперь есть много и много миллионов людей непьющих и понимающих, что пить или не пить - дело не шуточное. Если сцепились рука с рукой люди пьющие и торгующие вином и наступают иа других людей и хотят споить весь мир, то пора и людям разумным понять, что и им надо схватиться рука с рукой и бороться со злом, чтобы их и их детей не споили заблудшие люди. Пора опомниться!

Дима | 21/07/2009

2 Патриот,

Ну и что собственно следует из грозной речи Льва Николаевича? Что пьянство расцветает в конце XIX в.? Ну так это очевидно.
И я еще добавлю, что такова была последовательная политика государства, стремившегося к наполнению казны за счет увеличения объемов продаж водки (именно водки - потому как вино артельным старателям было шибко не по карману).

Что алкоголизм это зло? Так кто ж с этим спорит) Но заметьте - алкоголизм, а не потребление вина. Л.Н. передергивает) правда до нынешних фюреров из сбнт ему ой как далеко.

Что за призывом "пора опомниться" стоит исключительно МОРАЛЬНАЯ позиция великого писателя? Несомненно! Потому как анализировать его аргументацию всерьез даже как-то неловко.

Что не все пили даже тогда? ну конечно)

И еще - вопрос Патриоту. А что вас так ломает публиковаться под своим именем?

Патриот | 22/07/2009

Ужасны последствия поглощения алкоголя для отъявленных пьяниц, но, без сомнения, УЖАСНЕЕ ТО, что все общество, по своему невежеству, считает безвредным умеренное потребление водки, вина, пива (Л. Н. Толстой)

Граф Алексей Константинович Толстой, 1849г.
"Богатырь"
В сокращении

Стучатъ и расходятся чарки,
Трёхпробное льётся вино;
В кабакъ, до последней рубахи,
Добро мужика снесено.

Стучат и расходятся чарки,
Питейное дело ростётъ,
Жиды богатеютъ, жиреютъ,
Беднеетъ, худеетъ народъ.

За двести мильоновъ Россiя
Жидами на откупъ взята –
За тридцать серебряныхъ денегъ
Они же купили Христа.

И много Понтiйскихъ Пилатовъ,
И много лукавыхъ Iудъ
Отчизну свою распинаютъ,
Христа своего продаютъ.

Стучатъ и расходятся чарки,
Рекою бушуетъ вино,
Уноситъ деревни и сёла
И Русь затопляетъ оно.

Дерутся и режутся братья,
И мать дочерей продаётъ,
Плачъ, песни, и вой, и проклятья –
Питейное дело ростётъ!

Дима | 22/07/2009

2 Патриот,

начинаю думать, что и вы - штатный сотрудник сбнт. Обычно у них такая привычка - разговаривать с самими собой) и повторять глупые мантры, вдолбленные ждановым и Ко.

К сожалению, вы так ничему и не научились и не хотите учиться.
Бороться надо не с легальным алкоголем, как это предлагают ваши немногочисленные оголтелые сторонники.
Бороться надо за легализацию и прозрачность алкогольного рынка:
- последовательно устранять опасный для жизни фальсификат и левый импорт сомнительного происхождения (причем, это должна быть государственная политика);
- не создавать тепличных условий для расцвета самогоноварения (который всегда провоцировался волюнтаристским введением очередной госмонополии);
- не просто принимать, а отслеживать выполнение законов об ограничении продаж ЛЕГАЛЬНОГО спиртного детям и пр.
- ограничить рекламу алкоголя;
- но самое главное - неустанно работать над повышением жизненного уровня собственного народа.

Пить люди не перестанут, как бы вам того ни хотелось. Но если уж они все-таки пьют, то пусть хотя бы пьют качественный продукт, который сведет к минимуму возможность ущерба для здоровья.
И пусть учатся не бухать технический спирт в подворотне, а пить хотя бы легальную водку и легальное вино - в умеренном количестве, с едой и в хорошей компании.

А все эти ваши замечательные цитаты из русских классиков летят в пустоту. Кстати, а вы знаете, к кому они обращены? вы думаете, к русским мужикам? К простым работягам, которые даже газет никогда не читают? ну-ну...
Вы конечно можете и дальше эстетствовать. Но зачем?

Патриот | 22/07/2009

Димочка, а шо Вы так нерничаете?
Патриот-таки Вам слова не сказал, а Вы уже извелись весь!
Я просто привожу цитаты, которые как нельзя лучше отображают нашу действительность, несмотря на то, что им уже сотни лет.
Не Вы ли разговариваете сами с собой?
По-Вашему, Толстому и Достоевскому Жданов читал лекции об алкоголе?

Многие россияне уверены, что вред здоровью наносит только прием нелегального или суррогатного алкоголя, «некачественной», «палёной» водки.
Токсикологические и токсикобиологические исследования потребляемых в России алкогольных суррогатов, самогона, «паленой» водки, в том числе из технического этилового спирта показали, что это - заблуждение. Главное токсичное вещество во всех этих жидкостях – ОБЫКНОВЕННЫЙ ЭТИЛОВЫЙ СПИРТ, а другие токсичные примеси в российских нелегальных и суррогатных алкогольных напитках присутствуют в незначительных дозах.
Продвигаемый алкогольным лобби тезис о разделении алкоголя на «плохой», некачественный, с которым надо бороться, и «хороший», качественный, который следует дать населению, не выдерживает критики.
Миф о том, что российские алкогольные проблемы связаны с катастрофической бедностью россиян и стрессом, является одним из наиболее опасных, уводящих в сторону от эффективного решения этих проблем. Существуют десятки более бедных стран с меньшими доходами, большим неравенством и меньшим уровнем удовлетворенности жизнью, где алкогольные проблемы не стоят столь остро.
Алкогольное лобби пытается убедить правительство и общественное мнение в том, что российские алкогольные проблемы решатся сами собой по мере роста уровня жизни. Эконометрические исследования показали, что в России РОСТ ДОХОДОВ ИНДИВИДА ПРИВОДИТ К РОСТУ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДОСТУПНОСТИ АЛКОГОЛЯ И СМЕРТНОСТИ ПРИ ОТСУТСТВИИ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫХ МЕР ПО ОГРАНИЧЕНИЮ ДОСТУПНОСТИ АЛКОГОЛЯ.
Более того, на протяжении последних лет рост доходов приводил к снижению уровня стресса и росту удовлетворенности жизнью, с одной стороны, и росту потребления алкоголя и смертности – с другой.

Люди пьют.
Самогон и водку,
Спирт, перцовку, портвейн, коньяк.
Шевеля кадыками,
Как воду,
Пьют - напиться не могут никак.
Не беду, не тоску разгоняют,
Просто так
Соберутся и пьют,
И не пляшут совсем, не гуляют,
Даже песен уже не поют.
Тихо пьют.
Словно молятся - истово.
Даже жутко -
Посуду не бьют...
Пьют артисты и журналисты,
И последние смертные пьют.
Просто так,
Просто так напиваются,
Ни причин, ни кручин - никаких.
Просто так,
Просто так собираются
В гастрономах с утра -
«На троих».
Люди пьют...
Все устои рушатся -
Хлещут насмерть,
Не на живот -
Разлагаются все содружества,
Все сотрудничества
И супружества, -
Собутыльничество живет.
Анатолий Передреев, 1963 год

Дима | 22/07/2009

во-первых, я вам не Димочка.
во-вторых, антисемита в патриоты никак записать не могу!

А теперь - по существу.
Алкогольное лобби - это кто?

В XIX в. алкогольное лобби тоже было? и тоже евреи?
у вас, как патриота, ответ наверняка имеется))

"Главное токсичное вещество во всех этих жидкостях – ОБЫКНОВЕННЫЙ ЭТИЛОВЫЙ СПИРТ, а другие токсичные примеси в российских нелегальных и суррогатных алкогольных напитках присутствуют в незначительных дозах" - вот сбнтешники так и говорят. Причем почему-то считают, что это звучит очень убедительно)
а с чего вы решили, что в суррогатах примеси существуют в незначительных дозах? вы самогон когда-нибудь пили? а одеколон? а потрвейн "777", который сейчас кое-где в Москве можно найти рублей за 35?

"Существуют десятки более бедных стран с меньшими доходами, большим неравенством и меньшим уровнем удовлетворенности жизнью, где алкогольные проблемы не стоят столь остро" - это какие, например?
Вы назовите, тогда и разберемся, почему там не стоят остро алкогольные проблемы.

"РОСТ ДОХОДОВ ИНДИВИДА ПРИВОДИТ К РОСТУ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДОСТУПНОСТИ АЛКОГОЛЯ И СМЕРТНОСТИ ПРИ ОТСУТСТВИИ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫХ МЕР ПО ОГРАНИЧЕНИЮ ДОСТУПНОСТИ АЛКОГОЛЯ" - главное в это верить))
мои друзья лет 15 назад зарабатывали долларов 100 в месяц и пили спирт ройяль. А сейчас они небедные люди, пьют отличные красные вина, биодинамические. Причем, пьют весьма и весьма умеренно. Потому как работа ответственная, переговоры сложные, потому как ответственность сознают и за себя и за семью и за бизнес и за сотрудников.
Вот это примеры, которые у меня перед глазами.

"Более того, на протяжении последних лет рост доходов приводил к снижению уровня стресса и росту удовлетворенности жизнью, с одной стороны, и росту потребления алкоголя и смертности – с другой" - а вы ссылочку приведите на авторитетный источник такой информации. У меня вот например совсем другие данные

Oleg | 22/07/2009

2 Патриот,

вообще-то это просто здорово, что за строгой личиной истинных борцов за трезвость все больше и больше проглядывает обыкновенный фашизм!
ПРЕКРАСНАЯ РЕКЛАМА ТРЕЗВЕННИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ: ТРЕЗВОСТЬ ЕСТЬ ИДЕОЛОГИЯ ФАШИЗМА

Oleg | 22/07/2009

Алкогольное лобби рукоплещет Вам, истинный Патриот!!

Патриот | 22/07/2009

Дима, Oleg - Вот вы как раз и выискиваете кругом фашизм и антисемитизм!
По-вашему в антисемиты следует записать Гоголя, Пушкина, Петра, Екатерину, Джорджа Вашингтона
А еще Генри Форда, и откажитесь от автомобилей до кучи!
Свинья везде грязь найдет, ей-Богу!
А если просто открыть свои глазки и почитать историю, то вы поймете, что торговлей "питей" в Российской Империи занимались в основном люди, которых и называли соответствующим словом.
Продолжение следует..

Oleg | 22/07/2009

А причем здесь Петр и Екатерина? Первый бухал немеренно и весь двор пить заставил. А вторая ввела госмонополию на водку и набивала мошну мама не горюй. Форд упомянут ващен не в кассу.
Слабовато у вас с аргументацией, батенька.
Кстати, в вашем случае я говорил не об антисемитизме, а о простом и банальном фашизме. Хайль, патриот

Патриот | 22/07/2009

Да вы, батенька, не Oleg - вы Олень!
И демагог. Вам везде фашизм чудится. Расслабьтесь, дядя, дышите ровно. И покажите мне хоть слово о фашизме, сказанное мною.

Патриот | 22/07/2009

Прыжов Иван Григорьевич
ИСТОРIЯ КАБАКОВЪ ВЪ РОССIИ въ связи съ исторiей русскаго народа, 1869 г.
В сокращении
По свидетельству начальной летописи, Русская Земля издавна имела свой наряд, жила по обычаям своим и по закону отцов своих, жила, как поет чешская песня XI века: по правде и по закону святу, юже принесеху отци наши. Эта – жизнь по правде, которую народ относит ко времени светлаго князя Владимира, подобно тому, как Кельты уносятся в своих воспоминаниях к королю Артуру, или Англо-саксы к доброму королю Гродгару – представляет нам первые твердые следы самобытнаго, свободнаго, исторически развившагося существования народа…
Ни мужиков, ни крестьян тогда еще не было, а были люди (люде – народ), был народ, владевший землею и состоявший из мужей и пахарей (ратай, оратай). Почтенный всеобщим уважением, ратай имел возможность мирно заниматься трудом, братски протягивая руку князу и княжому мужу, и вместе с ними устрояя землю. Князья, растя-матерея, вели друг с другом родовые счеты, сеяли землю крамолами; но пахарь дорого ценил свое мирское земское значение. И вот, склонившись пред мощью оратая, князь Вольга Святославович решается спросить его об имени-отчестве:

Ай же ты, ратаю-ратаюшко!
Как-то тебя именем зовут,
Как величают по отчеству?

На это говорит ратай князю таковы слова:

Ай же Вольга Святославович!
А я ржи напашу, да во скирды сложу,
Во скирды складу, домой выволочу,
Домой выволочу, да дома вымолочу,
Драни надеру, да и пива наварю,
Пива наварю, да и мужичков напою,
Станут мужички меня покликивати:
«Молодой Микулушка Селянинович!»

Лучшие мужи держали землю, решали дела общей народною думою, и черты стараго земскаго человека народ собрал в своем Илье Муромце, выразив в нем сознание всей полноты своей духовной и физической мощи. Во главе земскаго дела стояли совещательныя собрания народа, сельские и племенныя, миры, веча и сеймы. Старейшинами-вождями племен были князья, вскормленники Русской Земли, обязанные блюсти ея покой. В 1097 г. На Любечском сейме князья говорили: «отселе имеем ся во едино сердце и блюдем Русскые земли». В 1170г., на съезде в Киеве князья положили: «а нам дай Бог за крестьяны и за русскую землю головы свое сложити, и к мучеником причтенном бытии». Об этом добром земском значении древняго князя, кроме свидетельства памятников, говорит и неподкупная народная память. И народ в своих былинах, и певец Игоря в своем Слове, одинаково уносится воспоминанием к первым русским князьям…

Патриот | 22/07/2009

Прыжов Иван Григорьевич
ИСТОРIЯ КАБАКОВЪ ВЪ РОССIИ въ связи съ исторiей русскаго народа, 1869

Разселившись по земле и воде, весь народ, с примыкавшими к нему инородцами, составлял одну землю, жившую одним и тем же земским устроением, но сообразно с местными особенностями. Силой, которая тянула друг к другу отдельных членов общей русской семьи, было братство, сказавшееся особенно в Новгороде, в народоправном характере братчин, в южно-русском обычае побратимства, и впоследствии в братствах юго-западной Руси. Братство, община, дело мирское, громадское, составляли основу жизни; скоп был делом государственным, с целью защиты земли. Всякий дом, носящий у Скандинавов прекрасное название manaheimr, был местом радости и веселья; под кровом роднаго очага, обоготвореннаго человеком, братски сходились русский и славянин, свой родной и иноземец: «ту Немци и Венедици, ту Греции и Морава поют славу Святъславлю!»
Строй земской жизни проявлялся в том веселом единении народа и князя-государя, которое мы встречаем на пирах киевской Руси, древней Польши, еще жившей по-славянски, в Чехах, и так далее, во всей Славянщине (здесь умный компьютер почему то подчеркнул это слово, как ругательство). Общины и миры, города и села сходились на игрища, сбирались на братчины, пиры и беседы, которыя, по старой памяти, доселе еще именуются у народа почетными и честными. На народный пир приглашали князя, на пир княжеский сбирался народ. Народная память донесла до наших дней известие о пирах князя Владимира. Изяславль и сын его Ярославь осенью 1148г. Давал пир Новгороду: «посласта подвойскѣи и боричѣ по улицам кликати, зовучи к князю на обед от мала и до велика; и тако обедавшее, веселившася радостию великою и розъидошася в своя домы».
В общий строй жизни входила и церковь, которая учила: «егда творите пир, и зовете и братию и род и вельможи, или кто в вас возможет князя звати, и то все добро есть, то бо в свете семъ чесъстно. Призовите же паче всего оубогую братию, колико могущее по силе». Всякое мирское дело непременно начиналось пиром и поэтому в социальной жизни народа напитки имели громадное культурное значение. То были изстаринныя ячныя и медвяныя питья, которыя Славяне вынесли из своей арийской прародины, и пили с тех пор в течении длиннаго ряда веков, вырабатывая свою культуру: брага (нем. Brauen), мед (скнд. Mjodhr), пиво (от славян. пити), эль (олуй, оловина) и квас – напиток, чисто славянский, обоготворенный у соседей Скандинавов в образе вещаго Квасира.
Пиво, брагу и мед, всякий варил про себя, сколько ему нужно было для обихода; в иных случаях варили питья семьями, миром, и то были мирская бражка, мирское пиво, как это делалось у немцев, проживавших в Новгороде.
При этом строе жизни, ПЬЯНСТВА В ДОМОСКОВСКОЙ РУСИ НЕ БЫЛО, - не было его, как порока, разъедающаго народный организм. Питье составляло веселье, удовольствие, как это видно из слов, вложенных древне-русским грамотником в уста Владимира: «Руси есть веселье пити, не можем без того быти». Но прошли века, совершилось многое, и ту же поговорку ученые стали приводить в пример пьянства, без котораго будто бы не можем быти…
Напитки, подкрепляя силы человека, и сбирая около себя людей, оказывали, по словам Бера, самое благодетельное влияние на физическую и духовную природу человека.

Патриот | 22/07/2009

Прыжов Иван Григорьевич
ИСТОРIЯ КАБАКОВЪ ВЪ РОССIИ въ связи съ исторiей русскаго народа, 1869

Однако, с приходом к власти Ивана III, право приготовлять питья принадлежало уже казне. Как писал Иосаф Барбаро (1436г.): «он (Иван III) издал указ, воспрещающий кому бы то ни было варить мед и пиво.»

Далее, Литвин (Михалон) - литовский публицист 16 века, пишет:
«царь Василий (Василий III, отец Ивана Грозного) увеличил свою столицу Москву, построив в ней слободу «Наливки», руками наших наемных солдат (литовцев), и дав ей это имя в укор нашему племени, склонному к пьянству, от слова налей.
Об этом же пишет Адам Олеарий (1599-1671), немецкий путешественник и ученый: «четвертая часть города называется стрелецкою слободою; лежит она в южной части города за речкою Московскою и обращена к татарской земле, будучи окружена досчатым забором и деревянными бастионами. Эта часть города выстроена была великим князем Василием, отцом Грознаго, и назначена для поселения в ней иноземных солдат, и названа Налейки. У чехов nali означает налей. Это название произошло оттого, что иностранцы, проживающие в Москве, гораздо больше предаются пьянству. »
С приходом к власти Великого Князя Московского и всея Руси Ивана Васильевича (Грозного) (1533) стали появляться т.н. царевы кабаки.
Но и здесь народ боролся с пьянством:
1543 года ноября 21 на Введеньев день, прислал князь великий Иван Васильевич в Великий Новгород Ивана Дмитриевича Криваго, и он поставил в городе восемь корчемных дворов. В Новгороде появилось страшное пьянство, и новгородский владыка Феодосий решился ходатайствовать за народ. «Бога ради, государь, - писал он к царю – потщися и помысли о своей отчине, о Великом Новгороде, что ся ныне в ней чинит. В корчмах безпрестанно души погибают без покаяния и причастия, в домах и на путях и торжищах убийства и грабления в граде и погостом великия учинилися, прохода и проезда нет. Просьбы владыки были услышаны, что описано в новгородской летописи: «в лето 7056 (1548г), генваря в 10 день, князь Иван Васильевич отставил в Новгороде корчмы, и дворы развозили.»
В одном сборнике XVII века корчма толкуется как самое постыдное место: «корчмы, сиречь кабаки, или аптеки, домы суть губительныи»

Когда Киев и Новгород считали свою историю рядом столетий, Москвы еще не было, на месте Москвы жила Чудь; но впоследствии поселилось здесь русское племя, которое окрепло среди жесточайших невзгод, и стало потом центром всего русскаго мира. Москва получила свое имя от финскаго названия Моск-ва, т.е. мутная река.
Побратавшись с татарами, в тени этого антинациональнаго развития, Москва начинает собирать около себя области новгородскую, псковскую, тверскую, разанскую, пермскую, киевскую…
В Москве, оторванной от южной Руси, возникает и крепнет московская жизнь. С XV столетия, когда все другие славянския народности оживают, когда у Поляков, Хорватов, Хорутань, Сербов и в южной Руси начинает зарождаться народная литература – в Москве открывается период окончательного упадка русской народности. К половине XVI в. все уже было кончено. В двадцать каких-нибудь лет, от 1592 до 1611 г., невидимо выросло жестокое крепостное право. Не вчера началось так делатся, говорит неподкупная народная память, – началось это с началом каменной Москвы:

В старые годы, прежние,
При зачине каменной Москвы,
Зачинался тут и грозный царь,
Грозный царь Иван сударь Васильевич.

Патриот | 22/07/2009

Продолжение следует..

Александр | 23/07/2009

Страшные вещи творятся у нас в городе. Вместо библиотек и спортивных комплексов появляются кабаки и базары... Вот как...

Александра | 23/07/2009

Ответ тем, кто наивно считает, что (цитата):

"мои друзья лет 15 назад зарабатывали долларов 100 в месяц и пили спирт ройяль. А сейчас они небедные люди, пьют отличные красные вина, биодинамические. Причем, пьют весьма и весьма умеренно. Потому как работа ответственная, переговоры сложные, потому как ответственность сознают и за себя и за семью и за бизнес и за сотрудников.
Вот это примеры, которые у меня перед глазами.

"Более того, на протяжении последних лет рост доходов приводил к снижению уровня стресса и росту удовлетворенности жизнью, с одной стороны, и росту потребления алкоголя и смертности – с другой" - а вы ссылочку приведите на авторитетный источник такой информации. У меня вот например совсем другие данные"

Так вот: Вам (конкретно Вам и Вашим друзьям) повезло, что у Вас все так сложилось. Что и денег много и мозгов (ну или, если хотите, - здоровых генов, наследственности) хватило остановиться вовремя и не продолжать пить "спирт рояль" и пр.дрянь (в т.ч. и "отличные красные вина") в увеличивающихся количествах.

С моими друзьями совсем другая история: когда зарабатывали мало, то и пили как все - пиво Жигулевское, водка Пшеничная. Потом стали зарабатывать больше, - и пить стали "качественней": и вино хорошее, и водка дорогая, и коньяки. Только не спасло: всего 6 лет - и уже 2-3 стадия алкоголизма. Потеря работы. Потеря семьи. Потеря здоровья. Потеря разума (не приходилось быть очевидцем приступа белой горячки? с видениями трупов детей, спецназа, мышей, бандитов; с попытками выйти в окно и выбросить туда домочадцев). Удивительно?! на "хороших"-то напитках?!

Правда в том, что от алкоголизма=гибели не спасают ни хорошие, ни плохие напитки. Если у человека есть предрасположенность (а с каждым поколением ее больше, т.е. у сына риск алкоголизма будет больше, чем у отца), то только полное воздержание от питья может спасти. Если даже наследственность хорошая, то при условии регулярного пития, никакой гарантии, что будете застрахованы от алкоголизма и развала жизни, нет.

Вы посещали когда-нибудь наркологическую клинику? Думаете, там одни работяги-сантехники лечатся? Ничего подобного! Людей с университетским образованием, со своим в недалеком прошлом бизнесом и т.п. тоже хватает. Только последние чаще стесняются обнародовать свою т.н. "болезнь", и дохнут (в прямом и переносном смысле) за пределами больниц.

Я все это Вам говорю не просто так, а как непосредственный очевидец вышеперечисленных событий, т.е. "испытано на себе". Я - член семьи алкаша, и, поверьте, ничего хуже алкоголизма и наркомании в смысле разрушения окололичностного пространства я не знаю.

И, что самое прискорбное, я не знаю, как это самое зло победить. Не помогает ничто - ни запреты, ни лечение, ни скандалы, ни угроза остаться в нищим одиночестве, - НИЧТО! Такое чувство, что таких алкоголиков нужно пожизненно изолировать в каком-нибудь ЛТП, чтобы у них там не было доступа к зелью, и чтобы от них там хоть польза была в смысле труда. Но это, как все понимают, нереально. Но должны же быть какие-то примеры в истории, как с этим всем боролись! Сухим законом ли, смертной казнью ли, - не знаю, но такой опыт должен быть, - или я ошибаюсь? Во всяком случае, это должны быть превентивные меры, направленные на ограничение доступа к алкоголю путем либо его недоступности, либо страха. Потому что уж если человек попал на крючок, то "соскочить" получается, насколько я знаю, не больше чем у 5-10%. И никакое лечение не помогает! Не изобретена таблетка-то еще!

Так что не стоит себя обманывать - мол, если в России будут все богатые, то и пить не будут. Будут, и еще как! механизм самоуничтожения запущен, к сожалению. Если сейчас что-то не произойдет в плане удержания населения от пьянства, то все, конец. Выжившие должны будут учить китайский язык...

Oleg | 23/07/2009

Александра | 23/07/2009
Ответ тем, кто наивно считает

Александра, понимаю Вашу боль и все-таки воздержитесь от таких выражений. Как раз наивно полагать, что все зло в алкоголе. На этом сайте на разных форумах уже столько говорено-переговорено на эту тему, что повторяться не хочется. И статистика приведена, и таблицы опубликованы, и графики разобраны, и столько научных данных задействовано, что мама не горюй.
Но кое-что я скажу. По статистике число хронических алкоголиков составляет около 5% населения. И цифра эта не меняется уже много десятилетий. Что сказать о ваших родственниках или друзьях? Значит они в числе этих 5 процентов, как ни жестоко это звучит.
Алкоголизм - это болезнь. Страшная и, по-видимому, неизлечимая.
Виноват ли в этом алкоголь? Не думаю. Дело скорее в генетической и психической предрасположенности отдельных людей. Не было бы алкоголя, те же люди страдали бы от другой зависимости - физической (клей, димедрол, спиртовые настойки и пр.) или психической (анорексия, например).
Если даже гипотетически предположить, что патриоты уничтожат всех евреев и закроют все ликеро-водочные заводы, алкоголь не исчезнет из нашей жизни. Он останется, потому что жизненно необходим цивилизации, хотя бы для производства тех же лекарств, топлива, косметики и пр.
Исходить надо из этого - и думать не о том, как с бороться с алкоголем, а о том, КАК С НИМ УЖИВАТЬСЯ макисмально безопасно для себя и своих.
Путь здесь один - ФОРМИРОВАТЬ КУЛЬТУРУ ПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ. Объяснять, убеждать. Рассказывать о вреде и пользе, о мере и ее отсутствии, о том, с чем и как пить, чтобы получать удовольствие и не спиваться. Это большая работа, социально ответственная работа. Только так можно спасти, в том числе и население России.
А еще - УЛУЧШАТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ. Да, кто-то из тех, кто разбогател, спился. А кто-то совсем наоборот. И таких большинство.



Комментировать

Имя:*
E-mail:
Контрольный текст:*
Комментарий:*
http://www.rbc.ru/

Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью