Украинские производители могут утратить право на использование наименований «коньяк» и «шампанское»

С соответствующей инициативой выступило Минэкономразвития Украины, специалисты которого разработали законопроект в области охраны прав интеллектуальной собственности. Среди прочего, данным нормативно-правовым актом определяются правовые основы охраны географических наименований.

Согласно легальному определению понятия «географическое указание», указанному в законопроекте, под последним следует понимать географическое наименование места, в котором производится тот или иной товар. При этом такой товар должен характеризоваться особым качеством, репутацией либо любыми другими показателями, обусловленными его географическим происхождением. Если хотя бы один из производственных этапов изготовления такого товара осуществляется производителем на определенной территории, то его название защищается как национальным законодательством в сфере прав интеллектуальной собственности, так и международным правом.

Традиционно к всемирно известным названиям, защищенных международным правом, в том числе законодательством Европейского союза, принято относить «шампанское», «коньяк», «чешское пиво», «камамбер», «Фета», «кальвадос» и др.

К примеру, согласно принятой в ЕС классификации под «шампанским» необходимо понимать игристое вино, изготовленное из виноградной ягоды, произрастающей в регионе Шампань. Под «коньяком», в свою очередь, понимается бренди, изготовленный из белых сортов виноградной ягоды в муниципалитете Коньяк (Новая Аквитания, Франция).

Минэкономразвития предложило украинскому правительству имплементировать нормы европейского права в национальное законодательство Украины. Таким образом, если предложенный украинскими экономистами законопроект будет проголосован депутатами Верховной Рады, то местные производители утратят право использовать в своей производственной деятельности всемирно известные названия, защищенные нормами права Европейского союза, вроде «шампанского» или «коньяка».