Интересно


Михаил Смирнов: Флагман социалки, или Пиво как способ борьбы с алкоголизмом

Михаил Смирнов: Флагман социалки, или Пиво как способ борьбы с алкоголизмом

29 марта 2010| Комментариев: 45

Каюсь. Посыпаю голову пеплом. Был не прав. Относительно, конечно, но - не прав.
К чему это я ? А вот к чему...

Так уж сложилось, что в своих публикациях часто «наезжал» на пивоваров - в основном по поводу их программы по преодолению пьянства и алкоголизма. На мой взгляд, пивоваренная отрасль увлеклась пропагандой запретительных мер - кампаниями «Пивной дозор», «Есть 18? Подтверди!», раздачей стикеров. Но основной моей претензией было то, что в их программе нет ответа на вопрос: «Понятно, что так нельзя. А как можно?». Проще говоря - нет мероприятий по продвижению культуры потребления.

Однако прав был Фридрих Ницше, который в своих «Несвоевременных размышлениях о пользе и вреде истории для жизни» доказал, что все познается в сравнении.
Решил для сравнения найти программу по преодолению пьянства и алкоголизма, которую осуществляют российские производители крепких спиртных напитков и вина.

И не нашел! Более того - вообще не нашел хоть какой-нибудь внятно заявленной позиции производителей алкоголя по поводу правительственной кампании по борьбе с пьянством!

Пивоваров, конечно, можно критиковать за некоторые упущения и недочеты в их программе. А «водочников» и критиковать-то не за что - у них вообще такой программы нет! Более того - нет единого объединения производителей крепкого алкоголя, которое могло бы выражать их единую позицию по профессиональным вопросам (позиции тоже нет - кстати...).

Вот и выходит, что единственный, кто пытается отстоять свои интересы на рынке - это «Союз российских пивоваров», который объединяет всех крупных производителей пенного напитка. Для справки: членами Союза являются 34 компании, которые имеют 90 производственных площадок на территории Российской Федерации и выпускают 95 процентов пива в стране. И у этого объединения есть программа мероприятий - обширная и подробная - направленная на защиту отрасли, на преодоление пьянства и на много еще чего.

Сразу скажу: не считал и не считаю пивоваров альтруистами. Успешный крупный бизнес (а пивоваренный бизнес в России - именно такой) могут вести только умные жесткие прагматики.

Михаил Смирнов: Флагман социалки, или Пиво как способ борьбы с алкоголизмомТак вот - эти самые «умные и жесткие» пивовары сумели сделать так, что их отрасль стала не просто социально важной, но и необходимой стране.

Во-первых, пиво, объективно - очень важный механизм борьбы с пьянством. Говорю это без иронии. Статистика показывает прямую зависимость: чем больше продается пива в стране - тем меньше российское население пьет крепких спиртных напитков, в частности, водки. К тому же в пиве спирта значительно меньше, чем в крепких напитках - примерно в 8 раз. А емкость даже самого большого «пивного живота» все равно ограничена - пивом напиться гораздо труднее, чем водкой.

Чисто технически...

Во-вторых, российская пивоваренная отрасль насчитывает более 250 предприятий различной мощности, производственные площади которых расположены в 73 субъектах Российской Федерации. Еще недавно в пивоварении работало около 50 тысяч человек, а в смежных отраслях было создано дополнительно 600 тысяч рабочих мест.

В-третьих, усилиями именно пивоваров у России, кроме нефти, газа, балета и оружия, появился новый экспортный товар - пивоваренный ячмень, которого в стране производится 2,5 млн. тонн.

Крупные международные пивоваренные компании, пришедшие в страну, не только «захватили рынок, вытеснив отечественных производителей» - что, собственно, и не так уж и плохо, учитывая качество выпускавшегося у нас «массового продукта». Но что гораздо важнее - в стране появились принципы организации производства и сбыта, «отшлифованные» за столетия работы на переполненном западном рынке. И эти принципы прагматичны, логичны и опираются на здравый смысл.

Когда в 2009 году началась кампания по «преодолению пьянства и алкоголизма», пивовары откровенно заявили, что отрасль испытывает проблемы - падение производства и как результат, сокращение рабочих мест. И создали программу действий - чтобы попытаться откорректировать ее в соответствии со здравым смыслом. Но что гораздо важнее, пивовары не утопили свою программу в словесах, а начали ее реализовывать. Успешно или нет - но реализовывать!

Например, генеральный директор «САБМиллер РУС» Грант Харрис встретился с губернатором Ульяновской области Сергеем Морозовым. На этой встрече обсуждалась, в том числе, и тема увеличения роли ульяновских поставщиков в деятельности «САБМиллер РУС».

Официально сообщалось: «Губернатор Морозов в беседе отметил, что в Ульяновской области уделяется особое внимание созданию благоприятного инвестиционного климата. А поддержка инвесторов и создание условий для ведения бизнеса - в числе приоритетных направлений работы регионального правительства. И отметил, что эффективное взаимодействие с иностранными партнерами приносит позитивные результаты как в экономическом, так и социальном отношении».

Если говорить понятным языком - губернатору для области нужны инвестиции. То есть новые рабочие места, налоги, чтобы платить пенсии и зарплаты. И он может в определенной мере поддержать инвесторов - замолвив, где надо, нужное слово, а то и заняв определенную позицию.

Грант Харрис, в свою очередь заявил, что «...Для компании «САБМИллер РУС» важен диалог и взаимопонимание с правительством региона как в экономической, так и в социальной сфере. Он упомянул последние социальные проекты в рамках проекта социальных инвестиций в регион, среди которых финансовая поддержка регионального СПИД центра, строительство детской спортивной площадки, проведение акции «Есть 18? Подтверди!», а также представил проекты новых социальных акций».

Михаил Смирнов: Флагман социалки, или Пиво как способ борьбы с алкоголизмомПереводя на русский с «дипломатического» - компания «САБМИллер РУС» согласна не только развивать производство в Ульяновской области, но и вкладываться в «социалку», на которую у региональных властей не хватает денег (кстати, на социальные нужды денег не хватает всегда и везде - во всем мире). Но для этого компании нужна политическая поддержка, чтобы хоть как-то снизить оголтелое, «лозунговое» давление на пивоваренную отрасль.

И такие встречи проходят по всей стране. Замечу: лозунги - лозунгами, а губернаторов население региона (а также президент и премьер) оценивают не за «абсолютную победу над пивом», а за то, как люди живут. И среди губернаторов давно уже повывелись «высокие романтики», для которых приемлемо полное искоренение алкоголя и пива на подведомственной территории ценой жизни десятков стариков и детей. А вопрос-то стоит именно так...

Поэтому пивовары собирают пресс-конференции, на которых пытаются донести свою единую позицию - достаточно взвешенную и прагматичную. Если отбросить словесную «шелуху» и детали, то эта позиция проста: алкоголики и пьяницы никому не нужны - и тем более производителям пива. Потому что это, прежде всего, экономически невыгодно. А что до морали - так пивовары изначально сумели соединить ее с выгодой. Как бы это ни раздражало «борцов с пьянством» - но сейчас то, что выгодно пивоварам, объективно выгодно России. Вот такая загогулина, понимаешь...

И судебный иск Союза российских пивоваров к главному наркологу Минздравсоцразвития РФ Е. А. Брюну в этом контексте уже не выглядит просто попыткой «защитить честь мундира». На ум приходит сцена в Варьете, когда Фагот спросил у оторванной головы Жоржа Бенгальского:

- Ты будешь в дальнейшем молоть всякую чушь?

- Не буду больше! - прохрипела голова.

Отрывать голову уважаемому Евгению Алексеевичу пивовары не собираются - поскольку свитой Воланда не являются. А вот ответить «за базар» (в интервью с Брюном «Россия «на ерше», размещенном на сайте информационного агентства INTERFAX.RU 21.12.2009 г. 25.12.2009 г. содержатся, мягко говоря, недостоверные сведения, подрывающие престиж и деловую репутацию пивоваренных компаний) - постараются заставить. Цивилизованно - через суд. Чтобы опроверг и извинился. В прессе...

Так вот. Думаю, достаточно посыпал голову пеплом и спел дифирамбов пивоварам. И мои претензии к ним остаются - нужна доработка в части повышения культуры потребления пива.

Но главный мой обличительный пафос направлен на производителей крепкого алкоголя - и в частности, водки! А то их сегодняшняя позиция очень напоминает позицию рыбы. Ловят ее - молчит. Солят ее - молчит. «Рыбный день» объявят - тоже молчать будет.

И знаете, чем все это обычно кончается? Да съедят ее под горячую руку. И все...

Михаил Смирнов - профессиональный журналист, главный редактор портала www.alcohole.ru

Комментарии (45)

Эмиль | 30/03/2010

Ведь умный же человек г-н Смирнов, так неужели он искренне считает, что "пиво - это механизм борьбы с пьянством"? Ну ведь не может же он не знать, что пивной алкоголизм по ряду причин куда хуже водочного.Сам собой напрашивается вывод - заказуха. (Я-нарколог, КМН, профессиональный стаж 20 лет)

Дима | 30/03/2010

2 Эмиль,
да не существует никакого пивного алкоголизма. Как не существует алкоголизма водочного, коньячного, ромового, винного и т.д. Есть болезнь такая - алкоголизм. Если уж вы врач-наркогол с 20-летним стажем, то должны это знать.
Напрашивается вывод - заказной пост)
А то, что один из механизмов борьбы с пьянством заключается в изменении струкруры потребления алкогольных напитков, т.е. в постепенном сокращении потребления крепких напитков и переходе на вино и пиво - признают многие эксперты.
А вы сами-то неужели с этим не согласны? Тогда объясните почему именно. Только аргументированно, а не по принципу "дурак-сам дурак", как в вашем первом посте

Марта | 30/03/2010

Эмиль, ваш пост заказной ? Сколкьо заплатили за него ? Любой медик знает, что в медицине не существует диагноза - пивной алкоголизм. А сниждать крепость потребляемых напитков - надо, ибо у нас в стране водяру пьют в основном(((

ММ | 30/03/2010

Пивной алкоголизм существует - почитайте западные исследования на эту тему. (по предположениям в ходе исследований хмель содержит вещества, которые вкупе с алкоголем вызывают тяжёлую зависимость (куда более тяжёлую чем водка - в водке чистый наркотик(по классификации ВОЗ спирт относится к наркотикам)) и намного труднее излечимую(если вообще излечимую). Правда приготовьтесь к чтению на английском, но надеюсь для вас это не проблема...

Дима | 30/03/2010

2 ММ,
английский - не проблема. но зачем их читать, если это всего лишь "предположения"? пусть даже и западных исследователей.
И все же статья не о том, есть или нет пивной алкоголизм, а о том, как бороться с пьянством.

Эмиль | 31/03/2010

Аргументированно и на русском:
1)существуют различные варианты классификаций алкогольной зависимости, в т.ч. пивной-водочный.
2) Дима, Вы не слышали притчу про цыгана, который хвост своей собаке по кусочкам отрубал, чтобы не так больно было? Переводить человека, злоупотребляющего водкой на пиво гуманнее?
3) Есть как минимум 3 ключевых момента, предопределяющих бОльший вред пива, чем крепкого алкоголя: а)психологическая расслабленность "а, подумаешь, бутылочка пива", б) удовольствие, получаемое в момент употребления. Намного более 50% людей морщатся, запивают, закусывают водку, намного более 50% людей восхищённо вздыхают "Уфф", отхлебнув полкружки холодного пива в июльский полдень. Согласны?
4) Большинство обывателей думают, что алкоголь в первую очередь бьёт по печени, на самом деле по сердцу. Количество смертей от алкогольной КМП больше, чем от цирроза печени алкогольного генеза. Спросите патологоанатомов. А пиво много больше водки грузит сердце.
5) Марта, употребляя выражение "любой медик знает", Вы имеете в виду и зуботехников и медсестёр и санитарок с нянечками, которые всё на свете знают? Не афишируйте на весь и/нет свою безграмотность.
6) Снижать не крепость напитков надо (скоро вы "вертолёт" с "отвёрткой" восхвалять будете), а частоту и количество выпиваемого, а культуру пития - поднимать!
7) Пост - не заказной.
8) А вообще-то хрен редьки не слаще. От водки гибнут, наверное не меньше, чем от пива. Не пейте, люди добрые!

Nnm | 31/03/2010

Алкоголизм не может быть пивным. Это то же самое, как если бы героиновая наркомания была "афганская" и "бирманская". Нет такого. Термин "пивной алкоголизм" - придуман по заказу производителей водки и продвинут в СМИ по их же заказу. К науке он никакого отношения иметь не может. Психологические этюды - это демагогия. Алкоголизм не строится на том, что приятнее кружечку пивка, чем стопку горькой водки - там совсем другие механизмы и если профессиональный нарколог говорит такой бред про "пивной алкоголизм" - понятно, что это специалист такого же типа, как те, что обещают излечить от героиновой зависимости, вытягивая из родственников наркомана последние деньги.

nicolas | 31/03/2010

Зависимость у людей не физическая а психологическая. если алкоголик загремел в тюрьму, то там он спокойно не будет пить пока идет отсидка, как вышел может опять начать.
---
Люди пьют от скуки. А скука от лени. Алкаш = ленивый человек.

Михаил Хазаров | 01/04/2010

Я, кстати, не знаю ни одного любителя именно пива, который бы потом перешел на крепкий алкоголь, втянулся так сказать.

Инна Кочетова | 01/04/2010

Михаил, большое спасибо за вашу статью. Честно признаться, в общем море паранойи по поводу "пивного алкоголизма" нечасто выловишь нормальный, взвешенный материал, основанный на фактах, а не на эмоциях.
Я только добавлю, что коренной баварец выпивает около 300 литров пива в год, и никто не придумывает никакого пивного алкоголизма. А в России, по данным Euromonitor, пиво составляет 20% от потребления алкоголя. Вино того меньше - 9, а все остальное - крепкий алкоголь. Тогда как для всех стран Европы пиво - более 50% в структуре потребления.
Я у себя в блоге вывесила график, структура потребления алкоголя. Очень наглядно, по-моему.

Инна Кочетова | 01/04/2010

Ссылка на блог не вставилась почему-то.

vlad | 01/04/2010

Инна, есть такая проблема: ссылки с некоторых пор не копируются. Попробуйте набрать текст ссылки вручную в ВОРДе, и скопируйте в окно коммента. Должно получиться:)
Господину наркологу вопрос: из 8 пунктов т. н. аргументации у вас нет ни одного аргумента.
Сплошная потолочная отсебятина с пожеланием поднимать культуру пития. Так об этом же и пишут Дима и Инна - как это сделать.
Кстати, пора вспомнить, что именно у тех народов, у которых преобладает потребление именно слабоалкогольных напитков, продолжительность жизни максимальна (Франция, Италия, Германия, Венгрия, Греция...).
Странно, не правда ли? И пива там пьют поболее нашего, и именно наслаждаются питием, и живут дольше. На каком месте Россия по продолжительности жизни, не напомните?
Я уже много графиков приводил на ресурсе DrinkTime.
Приведите хоть один в подтверждение своих слов. Вам, К.М.Н., это труда не составит. Можно хоть на англицком, хоть на немецком.

zzz | 02/04/2010

Слушайте, ну это же издевательство вообще о таком рассуждать. Я опускаю тему о вреде/пользе пива для народа. Но хотя бы ведь пиво должно быть -- пивом. А не той парашей которое льют и продают эти наши замечательные концерны.
Пусть уважаемый автор элементарно поведает нам названия сортов пива, которое он регулярно покупает в наших магазинах и потребляет. Изготовленного в России ;)
Тогда и посмотрим имеет ли он хоть какое то право об этой отрасли рассуждать.

green | 02/04/2010

Еще разобраться необходимо.Пьют крепкие напитки-поэтому распространеннее алкоголизм.Или,распространен алкоголизм-поэтом пьют крепкие напитки?Запад в пример потребления алкоголя приводить не корректно.Попробуйте в штатах пройтись без проблем по улице распивая бутылочку пива.А теперь оглянитесь на наших улицах.КоАП РФ (ст.20...) абсолютно не соблюдается, нет должного государственного пресса в отношении соблюдения антиалкогольного законодательства.

Радослав | 04/04/2010

Что спорить о терминах? То, что человек потребляя пиво становится алкоголиком так же, как если потребляет водку- это очевидно. А самое страшное - пивом спаивают молодежь.
Алкоголь - наркотик(ГОСТ СССР). А пивовары - наркопроизводители и наркодиллеры.
Спаивая население прячутся за созданием новых рабочих мест

Инна Кочетова | 05/04/2010

Вот ссылка еще раз, надеюсь опубликуется. Если нет - то мой блог легко найти в яндексе.
График находится в посте об акцизной политике.

Инна Кочетова | 05/04/2010

Попробую так
inna-kochetova livejournal com/6388 html

вместо пробелов должны быть точки

Sireg@ | 06/04/2010

К вопросу о 300 литрах пива в год в Баварии...
Этим летом к нам в гости приезжала из Германии подруга жены, ну и, разумеется, пошли они с подругами в кафе посидеть. Все кто местный заказали себе вино, а подруга из германии - пиво. После пары глотков НАШЕГО РОССИЙСКОГО пива она не могла скрыть своего разочарования...
Так что не нада ля-ля про количество того что выпивается на западе и у нас. КАЧЕСТВО абсолютно разное!
И про то, что Россия такой невз....ный экспортёр солода тож не нада. Наш читинский пивзавод давно всё из КИТАЙСКОГО сырья гонит.

Владимир | 06/04/2010

Уважаемые, господа Россияне! Смешно читать Ваши коментарии, из всех один медик, на которого все набросились. У нас в стране каждая доярка совхоза "Красная Заря Революции", знает как нужно лечить, как управлять, как ремонтировать, как строить. Я тоже могу взять кисточку и краски нарисовать картину, только думаю что у настоящего художника эта картина получится лучще. Чем медика бранить, не лучще на себя оборотиться. Возьмите и бросте пить сами, от учите от этого своих детей. Ведь это наши дети пьют и пиво в том числе. С уважением Владимир.

Егор | 06/04/2010

Владимир , это "медик", похоже, такой же медик, какой вы художник :) именно поэтому на него все набросились. Знаете, иногда не обязательно иметь профильное образование чтобы видеть написанную глупость. Вот например Вы же понимаете что ведущий известного шоу на ОРТ Малахов + - шарлатан? что с медициной он ничего общего не имеет? вот так и тут...
всё очень просто, в интернете, к сожалению, каждый может представиться медиком, но Вы же взрослый человек, надо же понимать что это не всегда правда

Владимир | 06/04/2010

А правда состоит в том, что не судите и не судимы будете. Бросайте пить, научите своих детей не пользоваться алкоголем, и тогда у Вас появится моральное право читать нотации, воспитывать и учить окружающих. Это заповедь. А шарлатанов в нашей стране хоть отбавляй. Все стремятся надуть ближнего, только земля выровняет всех, кстати куда стремиться? С уважением . Владимир

Макс | 07/04/2010

Согласен полностью с автором!
Пью пиво с 1964 года,особенно много пива выпил в Германии, служил там 6 лет. Никакого пивного алкоголизма нет, то что пиво отучает от водки это имеет место. Я не злоупотреблял крепкими спиртными напитками, но по праздникам пил,в настоящее время почти 100% пью только пиво, пить водку или коньяк никакого желания нет.

Nnm | 08/04/2010

Владимир | 06/04/2010

А правда состоит в том, что не судите и не судимы будете. Бросайте пить, научите своих детей не пользоваться алкоголем...

Вам факт наличия пива в продаже мешает это делать? :)

Петя | 08/04/2010

0.5 л водки - 89 р.
0.5 л пива - 30 р.
Если раньше в конце рабочей недели покупалась 1.5 л пива, с которым можно посидеть и расслабиться, то теперь приходиться искать замену...
И что имеем?))) Народа пил, пьет и будет пить... но так как водка вреднее пива, нормальтные люди перешли на пиво... Сейчас же, под видом антиалкогольной борьбы с пивом, нас заставляют пить ВОДКУ, на лицо ИДЕТ лоббирование водочных интересов, так как люди в основном пьют пиво. Сейчас же убивается пивоваренная отрасль и нас начинают ОПЯТЬ спаивать, опомнитесь люди.

Френк | 12/04/2010

Петя -"Сейчас же убивается пивоваренная отрасль"

Петя, Вы смеетесь? Отрасль процветает.
Убиваются-спаиваются люди. Что водкой, что пивом.
Легализованными наркотиками.

Сван | 12/04/2010

2 Френк,
шички зашевелились) весна, однако. По весне у них завсегда так

евген | 12/04/2010

Френк, обороты пивоваренных компаний падают. водочных - растут. такие дела..

Папай | 14/04/2010

Пил водку и "всё, что булькает" с 14 лет, совмещая с успешной учёбой и карьерой. С возрастом стало мешать. Пришлось сменить семью, работу, город проживания. В 60-летний юбилей разом бросил табак и водку, перешёл на пиво. Четыре года потребляю пивко не более 3,8%. На вино и водку не тянет. Пшеничный спирт спокойно стоит в гараже для омывателя.

Alex | 18/04/2010

Вредно буквально все на этом свете. А если пьете то пейте в меру вот и все...

Михаил Смирнов | 18/05/2010

Логика "борцов с алкоголем" проста - спирт это яд, значит, запретить его!
И спорить с ними бесполезно.
В свое время в кукольном спектакле театра Образцова "Необыкновенный концерт" был номер: трио "Лос Ламомучес"" Поют самозабвенно! Иногда даже заходятся...
Говорить с этими "сектантами", готовыми запретить кефир из-за содержащегося там алкоголя, считаю бессмысленным. Просто напомню исторический факт - когда в 1914 году объявили сухой закон в России, на следующий день улицы Петербурга, по записям очевидцев, были заполнены кокаином, гашишем, опиумом.
Идеальный мир - это к Томазо Кампанелле. Россия - нормальная страна. Учить людей надо. А запрещать - бессмысленно. Мысль простая. Но "сектантам" недоступная - потому что не хотят они ее понимать.



Комментировать

Имя:*
E-mail:
Контрольный текст:*
Комментарий:*
Rambler's Top100 Service 

Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью