Интересно


Михаил Смирнов: Цвет оперения у бегемота, или Как победить пьянство в России

Михаил Смирнов: Цвет оперения у бегемота, или Как победить пьянство в России

02 июля 2010| Комментариев: 36

И, уверен, что через полгода-год по статистике того же Минздравсоцразвития мы с вами, дорогие друзья, будем выпивать вообще - 14 литров на лицо. То есть достигнем уровня потребления, определенного указаниями президента страны, уважаемого Дмитрия Анатольевича Медведева.Французско-древнегреческое слово «бюрократия», придуманное в 1745 году французским мужиком по фамилии де Гурне, переводится, как «власть стола». Не в кавказском смысле - когда общественное мнение формируется под «Цинандали» и цыпленка на кеци в сливочном соусе с зеленью. А в самом что ни на есть французском - попала бумага с указанием на стол чиновнику: значит, оно (указание) должно быть выполнено. Несмотря на здравый смысл - поскольку инициатива в выполнении указания имеет строгие рамки: что хочешь делай, но основной идеи не трогай! В общем, если сказано, что бегемот - птичка, значит, говорить можешь о цвете оперения бегемота, длительности его парения в восходящих потоках, принципах витья гнезд и маршрутах сезонных перелетов. А о том, что у бегемотов есть определенные сложности с оперением, парением, гнездами и перелетами в теплые края - даже говорить не моги. Мало ли, что ты видишь, что король голый. Может, это глубокая стратегия!

К чему это я? А вот к чему...

В правительство отправлены поправки в закон о производстве и обороте спиртосодержащей продукции - согласованные со всеми «заинтересованными» ведомствами. Они предусматривают запрет на продажу алкоголя, включая и пиво крепостью свыше 5%, с 11 вечера до 8 утра. При этом регионы получат право на свое усмотрение ужесточать эти временные рамки. Запрет будет действовать везде, кроме пунктов общественного питания, говорит представитель ведомства.

От этого запрета народу ни тепло, ни холодно - алкаши как не покупали «заводскую», так и не будут покупать. А у остальных всегда запас есть на время вводимой «собачьей вахты» (ничего обидного - морская терминология!). Или у соседа есть запас. А если уж совсем надо - то и в кабак можно зайти, взять «по стописят на выражение морды лица».

Соответственно, народу, в общем-то, без разницы - час туда, час сюда... Но время запрета на продажу всерьез обсуждалось еще в марте на комиссии по регулированию алкогольного рынка, которую возглавляет вице-премьер Виктор Зубков. Росалкогольрегулирование предлагало ввести его с 9 вечера до 11 утра, Минпромторг - с 11 вечера до 8 утра и Минэкономразвития - с 10 вечера до 8 утра. Зубков отправил законопроект на согласование. Выбрали вариант Минпромторга. Ну и ладно.

Далее - поправки будут покруче. Например, запрета на продажу пива в законопроекте изначально не было - но решение его приравнять к алкогольным напиткам приняли на комиссии Зубкова.

Логика у этого решения для экспертов достаточно странная - потому что они знают, что в жизни все не так, как кажется на первый взгляд.

Например, в комиссии Зубкова говорят так: 70% потребляемого алкоголя приходится на пиво и только 13% - на водку. Значит - надо запрещать и пиво. И специального закона, регулирующего производство и продажу пива, больше не будет - нормы будут прописаны в законе о спиртосодержащей продукции.

Но вот если взять статистику времен «застоя», то картина, как раз, была обратной - из-за отсутствия пива в продаже потребление алкоголя «в виде водки» превосходило «пивной алкоголь» в те же два с лишним раза.

Но алкоголя на душу населения в те времена потреблялось примерно столько же (с учетом самогона).

Михаил Смирнов: Цвет оперения у бегемота, или Как победить пьянство в РоссииВот и получается, что продукция пивоварен - это не беда, а единственная реальная возможность снизить потребление алкоголя. Напомним - алкоголя в пиве содержится значительно меньше, чем в водке. И напиться пивом гораздо сложнее, чем водкой. Да и с пивом удобно спокойно общаться, отдыхать. Кстати, то же самое касается и вина. В нем тоже алкоголя значительно меньше, чем в водке.

А теперь поговорим вообще о статистике. По данным Минздравсоцразвития, в России ежегодно потребляется 15,2 литра чистого алкоголя на человека - почти в два раза выше, чем в странах ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития - грубо говоря, то, что называется «Западным миром»).

Еще месяц назад по СМИ и выступлениям радетелей за трезвость «гуляла» статистика ВОЗ, по которой в России выпивают в год на человека по 18 литров спирта. И тут - раз! Оказывается, что россияне выпивают почти на три литра меньше!

И, уверен, что через полгода-год по статистике того же Минздравсоцразвития мы с вами, дорогие друзья, будем выпивать вообще - 14 литров на лицо. То есть достигнем уровня потребления, определенного указаниями президента страны, уважаемого Дмитрия Анатольевича Медведева.

А теперь по поводу стран ОЭСР (Прости, Господи! Не я эту аббревиатуру придумал - это экономисты виноваты...). Так вот - выпивают они больше, чем мы: по последним данным россияне вообще занимают 18 место по потреблению алкоголя на душу в год. Блин, как в футболе - даже в десятку войти не можем...

А теперь в свете вышесказанного - ну как поверить данным Всемирной организации здравоохранения, по которым если потребление алкоголя свыше 8 литров в год, то это опасно для здоровья: каждый последующий литр уносит 11 месяцев жизни мужчин и четыре месяца - женщин?

Вы пробовали найти эти самые расчеты ВОЗ, данные, подтвержденные конкретными исследованиями? Я лично пробовал. И не нашел - хотя искал очень усердно...

Кстати, «борцы» твердят, что у нас водка - самая дешевая в Европе. А вообще-то, она самая дорогая - исходя из соотношений цены и зарплаты.

И в результате выстраивается интереснейшая картина. Законопроект, который должен «переколбасить» производство и торговлю, основан на непроверенных, а то и ложных данных. Из которых выводы сделаны тоже непрофессиональные - типа: «Понедельники - взять и отменить!». Вместо того, чтобы собрать специалистов: виноделов, пивоваров, социологов, психологов, педагогов - и поставить им задачу: как добиться реального преодоления пьянства и алкоголизма - у нас решили поступить, как обычно. Запретить! И данные статистики подогнали под это «высочайшее» указание: благо, статистика - это такая сильно гибкая штука, которую можно пришпандорить куда хочешь.

Но и это - еще не все! Решил в борьбе с алкоголем поучаствовать и Минфин, предложив увеличить акциз на алкогольную продукцию, что, разумеется, повлечет за собой существенное подорожание водки.

Минфин предлагает увеличить ставку акциза на 120 рублей (с 210 до 330 рублей за литр спиртного). А к 2012 году, как предполагается, ставка возрастет до 490 рублей, к 2013 - до 650 рублей.

Если предложения Минфина будут приняты (а вероятность этого, по мнению знающих людей) составляет 90 процентов, то минимальная стоимость одной бутылки водки поднимется с 89 рублей до 150 рублей, а в 2012 году - до 200 рублей.

...Знаете, есть такой относительно приличный анекдот, в котором пресловутый Вовочка, глядя на то, что происходит у него дома, говорит: «И эти люди запрещают мне ковырять в носу!».

Михаил Смирнов: Цвет оперения у бегемота, или Как победить пьянство в РоссииНо самое интересное, что сегодня позиция «борцов» меняется. Если раньше они говорили о том, что «Надо все запретить!», то теперь в их речах появились выражения типа: «Это сложная, многослойная проблема...», «Надо решать комплексно...» и прочие хорошие выражения. Тот же записной политик Владимир Мединский по НТВ вещает, что надо поднять стоимость водки до 200 рублей, ввести драконовские меры в торговле алкоголем, причислить пиво к спиртным напиткам, запретить рекламу пива - и заодно вложить серьезные средства в поддержание и развитие виноделия.

Отгадайте с трех раз - что будет выполнено из всех предложений Мединского? И чего не будет выполнено? Правильно. Денег и льгот виноделие не получит. А все остальное - обязательно будет выполнено.

Блин, как противно быть «пифией» - но неизбежно... Итак, куда мы катимся, дорогие товарищи?

Катимся мы к запретам. Причем правильные, в общем-то, решения по ограничению продаж по месту и времени приобретут карикатурные формы. И заодно в едином порыве будет разрушен рынок алкоголя. В результате этих мероприятий сильнее всего пострадают небольшие магазины и торговые палатки в регионах, где до 40% оборота приходится на алкоголь и сигареты.

Но в результате всего получим такой всплеск самогоноварения, отравлений техническими жидкостями, разводов и прочих «радостей», что разгребать все это будем годами.

А сейчас чиновники, даже понимая все последствия (дураков среди бюрократов нетути - и не было никогда) могут только обсуждать цвет оперения бегемота. Поскольку есть указание - и сроки его выполнения, в которые только и можно что-то запретить. Поскольку решить проблему пьянства и алкоголизма в России за это время нельзя. Вон, Моисей сорок лет водил евреев по пустыне - чтобы умер последний, кто был египетским рабом. А у нас хотят за пять лет отучить народ от пьянства. Причем запретами...

Михаил Смирнов - профессиональный журналист, главный редактор портала http://www.alcohole.ru/

Комментарии (36)

Евгений Мясин | 06/07/2010

Сравнивать их и наши цены с зарплатой, конечно, можно. Но надо также помнить. что бутылка хорошего вина в СССР стоила в 4 раза дешевле водки. А на среднюю месячную зарплату тогда можно было купить порядка 20 бутылок сорокаградусной. Сейчас же в 10 раз больше. При такой доступности говорить о борьбе с пьянством не более перспективно, чем считать бегемота птичкой.

Олег | 06/07/2010

2 Евгений Мясин,
как-то странно вы считаете...
Цена водки в СССР (во всяком случае при Брежневе) была 3 р 62 коп. Средняя зарплата составляла примерно 120 р. Итого получается 33 бутылки примерно.
Сейчас считать среднюю зарплату по России все равно, что считать среднюю температуру по больнице - у одного +40, а другой уже умер, зато в среднем все в норме. Средняя зарплата по Москве порядка 12-15 тыс. При цене на водку от (!!!) 89 руб получается грубо 23 бут.
А еще не забудьте, что в 1980 г проезд в метро стоил 5 коп, а в 2010-м - 26 руб. Да и продукты стоили тогда НЕСРАВНЕННО ДЕШЕВЛЕ.

Олег | 06/07/2010

про вино согласен - сегодня оно стоит безбожно дорого

Egor | 13/07/2010

Ну, при Леониде Ильиче, к его кончине, 0,5 уже десятку стоил - несколько хороших анекдотов на эту тему есть "Передайте Ильичу -нам и десять по плечу!". А вот мысль автора про отравления техническими гадостями - "всесильна, потому что верна" (парафраз из Ленина). Знаменитый коктейль "Три пшика": кружка пива из ларька (гразуса три с половиной, ночью продавать можно) - и три пшика дихлофоса из аэрохольного баллончика. А вы тут - с 111 до 8-ми... Кто ищет - тот всегда найдет!

Nnm | 27/08/2010

0.5 стал стоить 10 при меченом гробачёве и чем всё кончилосьִִִ

алекс | 03/09/2010

12000 разделить на 89 будет 134,8 бутылки

Egor | 09/09/2010

Не моё. Просто понравилось. Главный ГИБДДшник страны Кирьянов утверждает, что 17% всех ДТП совершается в состоянии алкогольного опьянения. Комментарий: следовательно, причиной остальных 83% ДТП, в том числе со смертельным исходом, стал трезвый образ жизни...

Шум | 17/09/2010

Очень смешно про среднюю зп по Москве 12-15 тысяч.)))
Средняя белая может такая и есть, а вот с налом около 30к. При условии стоимости бутылки даже в 100 руб... да и фик с ним возьмем 15 тысяч ваших липовых. 150 бутылок!!! с арифметикой плохо становится когда бухаете, товарищи.

Nnm | 18/09/2010

Ну это если больше вообще ни на что не тратить. А квартплата, транспорт, какая-то еда - при Советах это всё стоило копейки, так что так впрямую нельзя сравнивать.

Nnm | 18/09/2010

И потом - средняя по Москве и вправду смешно, предправления банков и фирм тоже будем в общую корзину класть, так чем легче рабочему с тысячами от того, что у буржуя миллионы.

Алексей | 19/09/2010

Пускай пьют технический спирт и слепнут от него. Пускай варят самогон с дихлофосом и дохнут от него. Пускай все алкаши нафиг перетравятся. "Кто хочет, тот найдет"... Пускай ищут. Генофонд нации и общество в целом немного потеряют без таких искателей. Бухарики несчастные. Я не пью совсем и считаю свою позицию правильной, и мне просто смешно смотреть на все эти ужимки и прыжки... Я не завишу от алкоголя, цен на него и его доступности, и от мысли об этом моя самооценка повышается. А синяки пускай синячат. Это их выбор. Передохнут быстрее.

Андрей | 22/09/2010

2 Алексей. К сожалению, в этом мире взамосвязано все. Вы можете не потреблять алкоголь, и оказаться жертвой человека в состоянии патологического опьянения, вызванного суррогатом.

Alex | 22/09/2010

Алексей.
Вот из таких как ты "трезвенников" всё у нас через ж... Вопрос не в том как спасти алкашей, а том как не растить новых. Если бы было так всё просто: алкаши отравились и сдохли - осталась чистая нация, но новые спиваются. И не из-за того что водка дешевая, а молодежкам в свободное время делать нечего, особенно на периферии. одна развлекаловка бухать и девок щупать. Раньше хоть и не правильная, но была общая идеология, была национальная идея... а сейчас?

jkmuf | 24/09/2010

Ты дебил, Алексей! Хоть и не пьешь!

Nnm | 24/09/2010

И потом, даже для абсолютно непьющих - неужели не ясно, что спиртное не в вакууме производится, продаётся и потребляется. Самый простой пример - взлетят цены на сахар - самогон из него удобнее всего гнать. Не едите сладкого? Цены на всё остальное тоже последовательно вырастут, они, конечно, и так растут, а тут ещё и добавляют жару.

Слава | 26/09/2010

Алексей, вы не правы! Конечно, нужно думать о будущем, но с настоящим-то что???Ведь будущее из настоящего вытекает. Тем более пьющие люди, как ни странно, вполне живучи и, более того, на редкость плодовиты...Так что получается замкнутый круг!!!

Nnm | 26/09/2010

на редкость плодовиты - ну это, положим, преувеличение. Размножаются все примерно одинаково и процент пьющих не может быть выше определённого, как, кстати, и процент совсем не пьющих. Если говорить об алкоголиках - то это до десяти процентов от популяции, больше - популяция вымрет просто. А если говорить об обыкновенно пьющих - то их по-любому, большинство, причём, квалифицированное, то есть, больше двух третей, уж как пить дать :) Но от них популяция не вымрет, лучше не станет, но и не хуже. Веками люди пьют, в Средние Века практически с младенчества пить начинали - потому, что воду пить было опаснее, чем вино, только не надо говорить, сколько тогда жили - поезжайте в абсолютно непьющую страну Афганистан и посмотрим, сколько вы там проживёте :)

Владимир | 28/09/2010

Не совсем понял, что именно ПРЕДЛАГАЕТ господин Михаил Смирнов. Хотя из названия следует наличие в тексте предложения. Критика конечно разумная и логичная... но что делать так и осталось непонятным... Полностью согласен, что исключительно экономическими рычагами не остановить пьянство. А делать то что?
По поводу "веками пьют" - так и не мылись многие народы тоже веками, но потом начали зачем-то...

дмитрий | 29/09/2010

спасибо за статью

дмитрий | 29/09/2010

вспомнилось...папа водка подорожала..ты теперь будешь меньше пить? нет сынок ты теперь будешь меньше есть сникерсов!

дмитрий | 29/09/2010

а может все таки задуматься о причинах пития?

дмитрий | 29/09/2010

на мой взгляд..они не устранимы

дмит | 29/09/2010

комментарии чудо как хороши! мужики! вы о чем?

олег романов | 29/09/2010

к сведению любителей трезвости - анатолий оноприенко не пил и не курил. Проблему алкоголизма не решить можно только повышением общей культуры нации. А это сложная проблема. Вспомните сколько людей ходило в кино(и т.п.) при Брежневе и как с этим дело сейчас. А если людям внушать что ты человек если много стоиш, а если нет - то дерьмо. То что же вы хотите!?

Nnm | 01/10/2010

По поводу "не мылись многие народы тоже веками" - очень спорное утверждение. Например, известный своими термами - попросту - банями - Древний Рим - отсутствием вина не отличался. И даже бедные граждане Рима - плебеи - пили самое дешёвое, кисленькое, но вино, а не сок :)

Алексей | 26/10/2010

Я продаю крепкий алкоголь в регионы....Пьют много...18 литров на рыло - точно, если не больше

Nnm | 26/10/2010

Как это один продавец может определить, сколько все пьют "на рыло"?

Что много пьют - факт конечно, но вот - в Люксембурге пьют больше, а чего-то никто не кричит, что люксембуржцы спиваются. То есть, им это никак не мешает быть одной из самых богатых стран в пересчёте на ту же душу населения. Но про это не напишут и по телевизору не скажут, потому, что возникнет естественный вопрос, а в чём же на самом деле проблема...

ВАСЯ | 02/11/2010

К сожалению, о культуре пития долдонят те, кто уже сам не может не пить, хоть понемногу, каждый день. Используют правдоподобную отмазку в совершенно бедственном для себя положении. Эта "культура пития" многим притупила чувство опасности и сделала их законченными алкоголиками.

влад | 02/11/2010

Интересная дискуссия получилась , в основном, о том, сколько бутылок водки можно было купить при социализме и сколько сейчас. Сколько сейчас - мы можем посчитать, а при социализме - никто пока правильно (если я не пропустил) не посчитал. Втянувшись в плодотворное обсуждение, выдаю достоверные сведение для расчетов на момент провозглашения Хрущевым: "Социализм в нашей стране победил окончательно и бесповоротно", т.е. на 1962 - 1968 годы. Поллитровка водки стоила 2 рубля 87 копеек. Пустая бутылка возвращалась в магазин за 13 копеек. Чистыми за жидкость - 2 рубля 74 копейки. Зарплаты были: уборщица - 45 руб., участковая медсестра - 60 руб., рабочий - станочник на заводе - 80 -110р.(110р - передовик. Больше заработать было можно, но категорически срезали и не платили.), мастер цеха иногда получал на уровне и даже меньше сдельщика - рабочего, инженер на заводе- 125 руб., (поэтому большинство рабочих принципиально не тянулись к высшему образованию.) Денежное содержание лейтенанта (на уровне ком. взвода) чистыми - 128р. Дальше за очередную должность добавляли по 10 -15р и примерно по столько же за звание. Зарплаты более высоких товарищей не афишировались, но и не в разы, как сейчас, отличались от минимальных. Успехов Вам в увлекательных расчетах!

Портвишевский | 11/12/2010

Автора заботят маленькие магазины и их прибыли? 40% оборота со спиртного, курева. Нигде его почему-то не заботит здоровье людей. Как будто он со своей культурой пития только и стоит в половине шестого утра за пузырем табуретовки и блоком "Примы". А то, что этот магазинчик куда ближе библиотеки или кинотеатра, или клуба, или музея? Но наркоман ведь уже не может без дозы? Сначала победили бы цветные баночки с мерзостью, которые пьют в три горла вчерашние дети. Культура, ага. Пьяной поножовщины никогда не видели, а? Лоббистские уши за версту видны из этого материала.



Комментировать

Имя:*
E-mail:
Контрольный текст:*
Комментарий:*
Rambler's Top100 Service 

Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью