http://www.rbc.ru/ http://www.rbc.ru/
На главнуюОтправьте e-mailКарта сайта
http://www.rbc.ru/

Анатолий Комм: "Чем сложнее еда, тем в большее противоборство она входит с вином"

Анатолий Комм: "Чем сложнее еда, тем в большее противоборство она входит с вином"

09 сентября 2008| Комментариев: 22

Как известно, два повара приготовят из одних и тех же продуктов два совершенно разных блюда. Все зависит от точки зрения - на окружающий мир, себя самого и свою профессию. У владельца единственного в России подлинного гастрономического ресторана и одного из лучших шеф-поваров мира этот взгляд, мягко говоря, нетривиален. Некоторые его суждения кажутся слишком смелыми, а порой и вовсе парадоксальными. Может быть, именно поэтому он способен творить на кухне подлинное искусство.

В одном из интервью Вы процитировали слова Довлатова о том, что не человек выбирает профессию, а профессия находит человека. В Вашем случае это справедливо?

Пожалуй, что справедливо. Лет с четырех и примерно до двадцати пяти я очень любил готовить и всех приглашал к себе покушать. Потом мне это страшно надоело, а людей приходило все больше. Наконец, я решил все бросить. И, как видите, готовлю по сей день. Именно так профессия и выбирает человека. Ты делаешь все, чтобы этим не заниматься, и в итоге занимаешься только этим. Это как с литературой - настоящим писателем становится только тот, кто не может не писать.

К сожалению, в нашей стране профессия повара еще не снискала должного уважения. Многим россиянам повар представляется человеком, который ворует с кухни хорошие продукты, а из остатков что-то готовит. Напротив, в развитых странах высококлассный повар стоит в одном ряду с артистами, художниками и музыкантами, а гастрономические рестораны являются таким же национальным достоянием, как театры и музеи, поэтому включены в туристические справочники и путеводители. Они ведь пропагандируют национальную культуру и, кстати, национальное сельское хозяйство.

Анатолий Комм: "Чем сложнее еда, тем в большее противоборство она входит с вином"Очевидно, ресторан "Варвары" задуман с похожей целью. Кто сюда приходит?
Не надо думать, что в "Варварах" обедают исключительно представители "золотой сотни" журнала Forbes. Деньги здесь совершенно ни при чем. Чаще всего сюда приходят люди искусства, а также бизнесмены - владельцы небольших компаний, которые выстроили свой бизнес с нуля. Они много читают, путешествуют, говорят на нескольких языках, интересуются живописью и классической музыкой. Их можно встретить в Большом театре, в Ла Скала и в Метрополитен Опера, в Лувре, Эрмитаже и Британском музее. Они постоянно развиваются интеллектуально и духовно и потому способны по достоинству оценить утонченное гастрономическое искусство.
В "Варвары" приходят именно за этим примерно 2-3 раза в год. Приходят за новыми ощущениями, которые больше нигде невозможно пережить. За тем, чтобы попробовать что-то такое, чего не сможете приготовить ни вы сами, ни ваши друзья, ни соседка тетя Глаша. За тем, чтобы увидеть такой уровень мастерства, который в обычной жизни недостижим. Они хотят испытать настоящий шок. История про "пожрать на каждый день" их не интересует.

Почему Вы выбрали для ресторана высокой кухни такое странное имя?
Потому что все мы варвары, были и остаемся ими по сей день. Просто я хочу, чтобы мы наконец это осознали и ужаснулись. Только так можно сделать первый шаг к выздоровлению и со временем стать действительно великой нацией. С другой стороны, здесь есть некая самоирония. Я прекрасно вижу, что происходит с избалованными иностранцами в моем ресторане. Большее потрясение, наверное, мог бы вызвать только старт космической ракеты в соседнем дворе. Расставаясь, они все время меня спрашивают: "Что ты здесь делаешь? Почему ты до сих пор не уехал?" Если бы вы знали, как меня злят подобные вопросы! Я здесь - это и есть мой ответ.

Кажется, Вам не слишком нравится термин "молекулярная кухня"...
Именно потому, что культура высокой гастрономии в нашей стране находится в зачаточном состоянии. Этот термин вызывает у людей неправильное представление о сути того, что он называет. Кажется, что речь идет о какой-то химии, о неестественных и нездоровых экспериментах. При этом они кушают фастфуд, супы из пакетиков, лапшу быстрого приготовления и прочие "деликатесы". В "Варварах" и вообще в гастрономических ресторанах по всему миру используются только натуральные продукты высочайшего качества. А вот то, что с ними происходит, целиком зависит от знания, умения и таланта конкретного шефа. Посетители иногда меня спрашивают, как приготовлен борщ, который по внешнему виду абсолютно на него не похож? Я обычно отвечаю, что это и есть самый настоящий борщ, просто он стал произведением искусства благодаря новейшим кулинарным технологиям. Но в XXI веке многие вещи выглядят иначе, чем раньше: автомобили, самолеты, одежда, дома. Это ведь нас не смущает.

Анатолий Комм: "Чем сложнее еда, тем в большее противоборство она входит с вином"Как бы Вы сами назвали то, что Вы делаете?
Очень просто - высокая русская кухня. Национальная принадлежность кухни определяется национальной принадлежностью продуктов. В моем меню написано, что все продукты произведены на территории Российской Федерации и являются гордостью национального сельского хозяйства. Поверьте, мне за это не платят. Просто мне хочется хоть как-то отблагодарить тех самоотверженных людей, которые вопреки всему еще работают на земле. Рецепты для определения национальности никакой роли не играют. Если бы мы с вами решили построить новый русский автомобиль, самое глупое, что можно было бы сделать в данном случае - отправиться в музей изучать чертежи традиционной русской телеги. Нужно совсем другое - поехать поучиться, освоить новейшие технологии, построить правильные заводы и т.д. И вот когда профессионально подготовленный российский рабочий из российских материалов, на новейшем российском оборудовании сделает автомобиль, который в XXI веке утрет нос "роллс-ройсу" и "бентли", он и будет называться новым русским автомобилем. В еде работает тот же самый принцип. Конечно, есть национальные вкусы, в том числе и в России. Но надо помнить, что наши вкусы - это вкусы советской, прежде всего сталинской кухни, закрепленные в нашем сознании на генетическом уровне. Потому что ни наши родители, ни даже дедушка с бабушкой по-настоящему не знали вкуса дореволюционной русской кухни. Связь поколений была перерублена сначала Первой мировой войной, потом революцией, Гражданской войной и страшным голодом.

Современным поварам надо перестать заниматься надувательством под вывеской возрождения традиционной русской кухни. Недостаточно воспроизвести рецепт - нужны другие продукты. Но, самое главное, за сто лет радикально изменились вкусы. Сегодня вряд ли кому-то понравится то, что так восхищало наших прадедов.

К сожалению, нам очень долго вдалбливали, что красиво и изысканно кушать позорно. Мы забыли, что еда не должна быть только топливом для организма, она должна доставлять наслаждение. До понимания этого нужно дорасти - психологически, культурно. Это непросто, потому что еще совсем недавно мы закупали впрок крупу, соль и макароны.

Анатолий Комм: "Чем сложнее еда, тем в большее противоборство она входит с вином"Насколько с "молекулярной кухней" совместимо вино и вообще алкоголь?
Здесь работает очень простой принцип: чем сложнее еда, тем в большее противоборство она входит с вином. Поэтому очень сложную еду должно сопровождать максимально простое вино. И наоборот, к сложному вину лучше всего подойдут самые обычные закуски. Для хорошего вина не требуется ничего, кроме хлеба и, может быть, сыра. А для очень хорошего вина не нужно даже этого.

Высокая кухня и отличное вино являются произведениями искусства. Их не следует смешивать, если вы хотите насладиться сполна каждым из них. Представьте, что на концерте классической музыки вам параллельно предлагают лицезреть шедевры мировой живописи. Вы потеряете интерес к музыке и не получите удовольствия о картин. Всегда нужно четко понимать, что в данный момент важнее, что доминирует: музыка или живопись, еда или вино. Одним можно усилить другое, но столкновение двух равных соперников неминуемо приведет к противоборству, а значит лишит вас удовольствия от общения с первым и со вторым. Вы перестанете быть третейским судьей. Если наши гости хотят пить серьезное вино, мы рекомендуем делать это хотя бы ближе к концу трапезы.

Кстати, в "Варварах" великолепный винный погреб, способный удовлетворить любого гурмана. К сожалению, чаще всего люди пьют дорогое вино, ориентируясь исключительно на его стоимость. Настоящих ценителей вина очень немного, но они есть. Чтобы удовлетворить их любопытство, у меня работают два сомелье. И это на 32 посадочных места! Ребята очень толковые, с большим опытом, владеют пятью языками. Мы работаем с ними в тесном контакте. Я высказываю какие-то пожелания по сочетанию с точки зрения повара, объясняю им текстуру и вкусовую палитру блюда и прошу подобрать соответствующее вино.

Анатолий Комм: "Чем сложнее еда, тем в большее противоборство она входит с вином"Вы сами пьете вино?
Каждый день по 1-2 бокала. Не скажу, что у меня есть какие-то предпочтения. Все зависит от настроения в данный момент. Я давно прошел ту стадию ученичества, когда мне могло нравиться что-то одно, например, бордо или бургундия. Чем больше вы знаете, тем точнее будет выбор. Это как в музыке. Человек, который хорошо в ней разбирается, никогда не скажет, что Моцарта он любит больше Гайдна. Такой подход в корне неверен, потому что и для Моцарта и для Гайдна есть свое настроение.
А вот крепкий алкоголь я почти не пью, разве что крайне редко возьму какой-нибудь short-drink. Но если говорить в более широком плане, то он, конечно, допустим. Например, водка, объективно говоря, является лучшим сопровождением к еде, потому что она не имеет собственного ярковыраженного вкуса. Кроме того, она неплохо смотрится в качестве аперитива. Другое дело, что лично я водку не признаю и считаю этот напиток слабоинтеллектуальным.

Комментарии (22)

янчик | 20/10/2008

Замечательное интервью - вкусное и тонкое. Возможность попасть в Ваш ресторан существует лишь в моем воображении, но я могу себе позволить полностью разделять Ваш подход к еде и вину! Творческих успехов, Анатолий!

Кроткая | 23/10/2008

Прочла с большим удовольствием, спасибо, Анатолий. А мысль о том, что "если бы мы с вами решили построить новый русский автомобиль, самое глупое, что можно было бы сделать в данном случае - отправиться в музей изучать чертежи традиционной русской телеги", вообще порадовала необычайно.
Не знаю, насколько вкусно то, что вы готовите, но идеи ваши, безусловно, очень вкусны. :-)

прохожий | 28/10/2008

умный человек. и впридачу - талантливый. не только как повар

Nick | 08/11/2008

Ну если больше нечем наслаждаться, то, конечно, можно и идеализировать еду..

Nick | 08/11/2008

.... Про вино согласен .. :)

Виктория | 11/11/2008

Уважаемый Анатолий, спасибо за Ваше интервью,
совершенно согласна, что кухня и еда являются неотъемлемой частью национальной культуры.
Честь и хвала Вам за работу по возрождению её традиций России. Тем более, что у нас предостаточно экологичных природных мест и уникальных по своим качествам продуктов.
Вот только слово "кушать" не позволительно употреблять в 1-м лице, это литературная аномалия,
оно используется исключительно в 3-м лице, по сути являясь термином из лексикона прислуги: "Кушать подано, господа!" или "Не изволите ли чай откушать, судари?"
Спасибо за понимание..

Анна | 11/11/2008

Интервью очень понравилось. А вот последний комментарий по поводу "литературной аномалии" удивил. Я что-то не вижу в тексте употребления глагола "кушать" в 1-м лице (ни в единственном, ни во множественном числе), а вот 3 лицо множественного числа ("кушают") автор как раз и употребляет. Во фразе "Кушать подано, господа!" глагол употреблен в форме инфинитива, и никак не может быть назван "термином".

Виктория | 11/11/2008

Анне
Прошу прощения, торопилась...,
разумеется во 2-м лице множественного числа !
Но сути, Вы согласны?
Или для Вас это откровение ? )

Барыга | 11/11/2008

Не буду язвить по поводу борща, похожего на самолет и/или космический корабль... В "Варварах" не был, но, возможно, решусь в следующий приезд в Москву.
Одного только никак не возьму в толк: с одной стороны, зачем же клиентуре, регулярно проводящей время в Лувре и Ла Скала, аж 2 сомелье на 32 персоны? Чем же они (то бишь клиентура) занимаются в вышеперечисленных очагах культуры? Наверное, к Венере Милосской прицениваются... а может быть я просто уже ничего не понимаю...

Анна | 12/11/2008

Виктория! Не совсем согласна с Вами именно "по сути", т.к. суть вот в чем: глагол "кушать" стилистически ограничен в своем употреблении прежде всего как слово, относящееся к речевому этикету; вежливое приглашение гостя, гостей к столу. В этой ситуации используют инфинитив в составе этикетной формулы «кушать подано, прошу к столу» или в повелительном наклонении — в составе другой формулы «кушайте, пожалуйста!». Глагол "кушать" может употребляться в обращении к детям: Ты кушал (покушал)? Хочешь кушать (покушать)? Так же принято обращаться и к женщинам. С аналогичными вопросами и советами (кроме ситуации приглашения к столу или начать трапезу) к мужчинам так обычно не обращаются. В таких ситуациях кушать заменяют на есть. Употребление кушать в 1 лице ед. числа настоящего времени (я кушаю) или в прошедшем времени (я кушал) допустимо только в речи детей и женщин.
Использование глагола кушать в речи мужчин о себе (хочу кушать, я кушаю, я (не) кушал), а также когда мужчина или женщина говорит от имени четы или семьи: мы (уже) кушали (покушали), мы (не) хотим кушать и т. п., противоречит стилистической норме современного литературного языка, придаёт речи манерность, некоторую слащавость, квалифицируется как проявление мещанства в речи.

Саша | 19/11/2008

Лично меня наши новоиспеченные рестораторы немного удивляют. Сначала я тоже думал, вот как - люди несут кльтуру потребления еды в народившиеся массы потребителей. Но посетив ресторан Аист господина Новикова и заказав устриц, понял что мы действительно варвары, потому что специальных вилок для устриц в ресторане не оказалось, и их принесли с обыкновенной вилкой. Думаю комментарии излишни. Кто знает, тот поймет. Так что это только бизнес, не более того. Боюсь показаться резким - но главный лозунг лохи и так схавают. А статья заказная, читать неинтересно. Навязчивая реклама ресторана Варвар с реверансом в пользу толстосумов-интеллектуалов, которых приглашают "не пожрать".

Алексей | 21/11/2008

Интерьвью славное, про вино полостью согласен.
Все остальное развод и гломур, российский ресторанны гломур, фу

Зеэв | 22/11/2008

Браво Анатолий! Прекрасное интервью!Желаю много сил, успехов и надеюсь однажды побывать на вашей презентации.

рамиль | 22/11/2008

Очень красивое интервью.Талатнтливый человек изложил свой взгляд на нашу жизнь.Думаю , что небязательно нам делать автомобиль типа "бентли" в мире существует закон распределения труда.Давайте мы будем делать то что у нас хорошо получается, те же ракеты удешевим их настолько чтобы люди могли летатьв космос как сейчас летаем на самолётах!Готовить блюдо это исскуство таоке же как писать картину.Вообще в каждой профессии есть своя прелесть.А по поводу вина , очень интересно, надо попробовать не покупать дорогое вино к великолепному блюду.

Floe | 22/11/2008

Хехе, Толик теперь великий повар? Хотя да, немножко выше среднего уровня по Москве.

Понравился комментарий про устрицы. %)
Невероятное самолюбование, по ничтожному по своей сути поводу.

Ден | 24/11/2008

Виктории и Анне: девочки - не ссорьтесь!
Кушать - это канцеляризм. Остальное мне лень объяснять...

Аля | 27/11/2008

Первое, общее ощущение - вы не поверите! ГОРДОСТЬ.
Отдается дань профессионализму! Высочайшему уровню овладения своей пофессией, любовью к ней и при этом - интеллигентности, достаточно хорошему словарному запасу и умению выражать свои мысли МАСТЕРА. Для меня вообще - наслаждение встретить (в жизни, конечно, еще лучше бы...)человека, влюбленного в свою работу, достигшего высочайшего уровня профессионального мастерства и при этом умного и хорошо воспитанного. Браво!

Михалыч | 27/11/2008

Анне и Виктории. насколько мне известно, глагол "кушать" в современном русском языке можно применять только поотношению к детям или священнослужителям. Но, уж точно, никак не по отношению к женщинам и т.д.
С уважением,

Леон | 27/11/2008

Анатолий, очень рад прочесть Ваше интервью. Давно не испытывал такого удовольствия - зайду к Вашим "Варварам"!!!!

Маруся | 28/11/2008

"Водка - слабоинтеллектуальный напиток" - забавное определение.

По поводу глагола "кушать": его употребление характерно для южных народов, точнее - для кавказцев. Помните, как Фрунзик Мкртчан говорил Шурику: "кущийте, кущийте..." :)
Мне всегда казалось, что это трепетное отношение к еде у кавказских мужчин - следствие того, что кавказские мужчины никогда не гнушались еду ГОТОВИТЬ. В отличие от наших мужчин, для которых яичница, приготовленная самостоятельно, равносильна подвигу.

Вадим | 01/12/2008

Точка зрения Анатолия о подборе еды и вина выглядит крайне субъективной - чем сложнее блюдо, тем проще должно быть вино и наоборот. Следуя этой логике, в парижских бистро должны были бы сервировать только высокие вина! На мой взгляд и опыт, выбор вина и блюда зависит от их особенностей и навыков повара и соммелье, а не от простоты или сложности.
С уважением,

Вадим

winecard.blogspot.com | 31/01/2009

Не мог пройти мимо - прочитал.
И дал ссылку на интервью в своем обзоре - http://az-gastronom.blogspot.c om/2009/01/027.shtml

Комментировать

Имя:*
E-mail:
Контрольный текст:*
Комментарий:*
http://www.rbc.ru/

Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью